Коваль Т.Ю. Портфолио учителя отчёт В1
группа 4 3 уровень
города Павлодар 12.06.2013
Отчёт В1
Запись о среднесрочном планировании
«Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков должна продемонстрировать готовность учителя к эффективному использованию идей семи модулей Программы в практике преподавания и обучения» (Руководство с.207)
Готовясь ко второму этапу на практике, мною было составлено среднесрочное планирование с учётом требований настоящей Программы. В основу планирования был заложен ГОСО, в котором отражены знания и умения, которые необходимо сформировать ученику на данном этапе обучения. Для того, чтобы добиться ожидаемых результатов, необходимо было определить цели и задачи каждого урока. Причём, цели и задачи каждого урока должны быть взаимосвязаны и предполагать целенаправленную и положительную динамику в обучении. И, конечно, в каждый урок должны быть интегрированы семь модулей Программы (Новые подходы в обучении, Критическое мышление, Оценивание для обучения, Лидерство и управление, Талантливые и Одарённые, Возрастные особенности, Использование интерактивных технологий).
Реализовать идею семи модулей я планировала так: «Новые подходы» в обучении использовать, в основном, на всех этапах, т.к. он являлся модулем в фокусе моего исследования. На мотивационном этапе модуль «Новые подходы» реализовывался через создание коллаборативной среды, на операционном этапе - через диалогическое обучение, на этапе рефлексии – через работу в парах. Модуль «Критическое мышление» чаще предполагалось реализовывать на операционном и рефлексивном этапах, т.к. он предполагает работу в группах. Модуль «ИКТ» я запланировала использовать на операционном этапе для знакомства с новой буквой. Интерактивная доска даёт яркий зрительный образ, что помогает быстрому запоминанию. Для того, чтобы эффективно организовать работу на уроке детей познавательного уровня А, я запланировала использовать модуль «Талантливые и Одарённые» на операционном этапе и этапе рефлексии. Это работа в паре «сильный» + «слабый», и работа одарённых детей в экспертных группах. Модуль «Управление и лидерство» я запланировала осуществлять через работу в группах, когда лидер группы регулирует работу и следит за соблюдением правил. «Возрастные особенности» - это модуль, который я запланировала осуществить через игровую деятельность на уроке на этапе рефлексии. Это такие игры, как «Почта», «Построим дом для щенка», «Самолёты», «Рыбалка». Модуль «Оценивание для Обучения» может быть применим на любом этапе, т.к. предполагает формативное оценивание каждого этапа урока. Я включила этот модуль и в этап мотивации, когда дети взаимооценивают друг друга словесно, и в этап мотивационный, когда дети оцениваются с помощью фишки, и на этапе рефлексии, когда идёт взаимооценка и самооценка учащихся.
Представляю темы и цели уроков, которые я взяла для серии последовательных уроков.
1 урок. Звук [ч’], буква Ч
Цель обучения: способствовать развитию речи детей через систему заданий, направленных на узнавание звука [чʹ], буквы Ч, чтение слов с буквой Ч.
2 урок. Звук [щ’], буква Щ.
Цель обучения: способствовать расширению словарного запаса через создание педагогической ситуаций.
3 урок. Звук [ц], буква Ц.
Цель обучения: способствовать развитию коммуникативных навыков через практическую деятельность.
4 урок. Звуки [р], [рʹ], буква Р.
Цель обучения: способствовать упрочнению коммуникативных связей путём вовлечения детей в деятельность, направленную на самостоятельное суждение.
Несмотря на то, что темы уроков разные, содержание материала урока подобрано таким образом, чтобы обучение детей шло от простого понимания материала к более сложному творческому применению его.
При составлении среднесрочного планирования необходимо было предусмотреть, каким образом будет прослеживаться через серию последовательных уроков, цель моего исследования. Цель исследования связана с одним модулем программы, в данном случае – это модуль «Новые подходы в обучении», и тоже предполагает динамику из урока в урок. Почему именно этот модуль я взяла для темы исследования? В моём классе дети предшкольного возраста с низким уровнем развития речи. Используя диалогическое обучение, я бы хотела способствовать развитию речи у детей.
Предлагаю исследовательские цели, которые я планировала осуществить через серию последовательных уроков.
1 урок. Выявить уровень развития речи детей.
2 урок. Выявить, какие приёмы и стратегии влияют на развитие речи детей.
3 урок. Выявить коммуникативные навыки детей.
4 урок. Выявить, какие приёмы и стратегии влияют на развитие коммуникативных навыков у детей.
Осуществление целей исследования предполагалось через проведение наблюдений за детьми на уроках и анализ наблюдений. Результатом исследования должно стать выявление эффективных способов и методов обучения детей.
2