СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Указательные слова в сложноподчинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет учителю русского языка при проектировании своего урока по указанной теме

Просмотр содержимого документа
«Указательные слова в сложноподчинённом предложении»

Урок русского языка №12 Дата –

Тип урока: урок «открытие новых знаний».

Тема урока: Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

Цель урока: углубление знаний учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

формирование умения выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены; употреблять необходимые указательные слова в данных предложениях; 3) научить находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами.

Метапредметные: развивать умения лингвистического анализа, работы в парах.

Личностные: развитие мотивации, интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация.

Структура урока:

  1. Этап мотивации. Критерии оценивания

Настрой на продуктивную деятельность.

II.Этап актуализации.

  1. Определите часть речи указанных слов.

Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.

А.1,2,3,4,5,6 Б.1,2,3,5 В. 2,4,5,6 Г.1,3,4,5

3. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).

2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).

А. Союз Б. Союзное слово.

4. Составить схемы предложений.

1.Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба, в котором ещё плавала одна истончившаяся от рассвета, прозрачная звёздочка.

2. Многие любители цветов, вероятно, замечали, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

3.Было видно, как орёл, неподвижно паря и скользя, поворачивает голову туда и сюда, чтобы разглядеть нас получше.

4. Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу.

5. Старик говорил с увлечением, как будто изливал перед приезжим свою душу.

6.Чтобы попасть без промаха мячом в корзину, вначале нужно отработать движения кисти руки, плеча.

III.Этап выявления места и причины затруднения.

Тот, кто любит родину, должен служить ей.

Тот человек, который любит родину, должен служить ей.

Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.

О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.

IV.Этап целеполагания.

Постановка цели урока.

V.Этап открытия нового знания.

1) Наблюдение. Слайд

1.Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

2.Каково лето, таково и сено.

3.Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства.

(СПП)

[ указ. слово], ( ). ( ), [ указ. слово]. [ указ. слово], ( ).

2) Чтение п.9 (стр.56)

VI.Этап первичного закрепления.

1) Упр.104

2) Записать предложения, найти указательные слова.

1.В том, что всюду по ущелью здесь растёт арча, мы убедились с первых минут пребывания в горах.

2. В тот день, о котором идёт рассказ, ребята пришли пораньше в спортзал.

3.. Можно было легко потерять друг друга, так как на этой площади собралось много народа.

VII.Этап включения в систему знаний.

  1. Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова. ( Выписать только номера предложений с указательными словами).

  1. Кто ищет, тот всегда найдет.

  2. Горюет Фома, что пустая голова.

  3. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

  4. И кафтан греет, когда шубы нет.

  5. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

  6. Где песня льется, там легче живется.

  7. Зеркало не виновато, что рожа кривовата.

  8. Не ведает царь, что делает псарь.

  9. Поселись там, где поют.

  10. И мы видали, как бояре едали.

VIII.Этап подведения итогов урока.

 -Что вы узнали о роли указательных слов СПП?

– Назовите средства связи в СПП?

IX.Этап рефлексии и оценивания.

-С какими трудностями встретились?

-Где пригодится эта тема?

X.Этап ознакомления с домашним заданием.

    1. П.9. 2) Упр.106 (по заданию)