Острый дефицит времени является общей чертой любого нормально работающего завуча, особенно на этапе нововведений в школе. В связи с этим особое значение приобретает тайм-менеджмент, или навыки рационального управления временем.
Существует множество способов успешного использования времени. Их можно представить в виде принципов конструктивных действий по организации своей работы: точное определение целей. Начиная что-либо делать, необходимо как можно точнее определить, что вы конкретно хотите сделать. Многие люди, не зная точно, к чему идут, сворачивают с прямой дороги еще на старте. Они теряют направление и реагируют на любые отвлекающие сигналы;
сосредоточенность на главном. Весьма полезно составить список всех дел, в соответствии с их приоритетом и срочностью;
создание стимулов. Человек лучше всего делает то, что ему нравится. «Любимые» дела всегда делаются быстрее, чем «нужные». Если можно превратить «нужно» в «хочу», эффективность работы значительно повысится;
установка сроков. Лучший способ взять на себя обязательство — установить срок выполнения того или иного задания;
решительность. Говорят, что успех — это способность поступать правильно в 51 % случаев. Если у вас уже есть некоторая информация, постарайтесь приступить к работе как можно быстрее: обдумывайте, решайте, действуйте. Начав что-то делать, не нужно все время сомневаться — двигайтесь дальше;
умение говорить «нет». Это позволит не отвлекаться на ненужные дела и разговоры;
контроль времени, затраченного на разговоры по телефону и «посещение» Интернета. Телекоммуникационные средства — источник как дополнительного времени, так и искушений. Сосредоточьтесь на целях, для достижения которых вы их используете;
умение слушать. Внимательно относитесь к информации, чтобы точно знать, что, где, когда и почему происходит;
отказ от шаблонов и повторов. Если вы успешно справлялись с работой, используя всегда один и тот же метод, это не значит, что он самый лучший. Поинтересуйтесь, как эту работу делают другие. Может быть, ее можно сделать быстрее и эффективнее;
внимание к мелочам. Ничто так не выбивает из колеи, как досадные мелочи. Будьте внимательны к, казалось бы, несущественным вещам и предметам в быту и на работе. Это позволит сэкономить вам массу времени и сил;
полное использование времени. Время, которое вы тратите на поездки и ожидание, можно использовать на обдумывание дел и планирование дня;
поощрение у подчиненных краткости изложения проблем. Не забывайте похвалить того, кто кратко излагает вам суть проблемы, и выразите недовольство сотрудниками, не умеющими делать это. Многие полагают, что если они проводят с завучем много времени, то это свидетельствует об их исключительном положении в школе. Не укрепляйте в них это заблуждение.
Самое важное, что нужно осознать, — всегда существует резерв времени, даже если вы уверены, что все «лимиты» исчерпаны. (Например, при любом аврале вы прервете работу в случае срочного вызова к директору или в уо.) Без этого невозможно создать ситуацию, когда бы вы управляли работой, а не работа вами. Когда вы теряете управление процессом, возникает ряд опасностей:
если работа накапливается, вероятность, что вы упустите важные задачи, возрастает;
рабочая перегрузка чревата сильнейшими стрессами;
если вы не разберетесь с рутинной работой, то не сможете выделить время для важных дел;
успешные люди — те, кто делают то, что нужно. Люди, письменные столы которых завалены документами, не делают то, что нужно;
когда всплывает что-то важное, вы не можете уделить ему должное внимание, не принося в жертву что-нибудь другое.
Иногда это очень помогает. Это не моя мудрость, а накоплинная умными людьми и применяемая в работе.