СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение десятичных дробей на натуральное число

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умножение десятичных дробей на натуральное число»



Класс: 5
Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений.
Дидактическая задача урока: Обеспечить усвоение каждым учеником правило умножения десятичных дробей на натуральные числа. 
Цели урока: 

  1. Создать условия для изучения и усвоения правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

  2. Содействовать формированию умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.

  3. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, познавательного интереса учащихся.

  4. Формировать самостоятельность, аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Оборудование и образовательные ресурсы:

  1. Компьютер.

  2. Презентация.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

      Деятельность учителя

      Деятельность учеников

      -Здравствуйте, ребята.
      Друзья мои, я очень рада
      Войти в приветливый наш класс.
      И для меня уже награда
      Внимание ваших умных глаз.
      Я знаю, каждый в классе гений,
      Но без труда талант не впрок.
      Возьмём же ручки и мелок
      И вместе сочиним урок.

      Ученики приветствуют учителя, слушают его и настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний.

 Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Ребята, на нашей планете много неизвестного, неизученного, интересного. Вы можете прочитать название высочайшей горной вершины Хабаровского края, если правильно решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами. Каждый из вас получает карточки с заданиями, выполняете сложение и вычитание десятичных дробей и в таблицу, в верхней строке которой уже записаны, те ответы, которые у вас должны получиться, в нижнюю строку вы должны записать буквы, соответствующие ответу.


Ученики слушают учителя и выполняют работу.




0,9+0,12=1,02


Е


5-4,81=0,19


Л


3,1+2,01=5,11


Р


7,9-3,5=4,4


Б


10-6,7=3,3


И


ключ

4,4

1,02

5,11

3,3

0,19

0,19

Б

Е

Р

И

Л

Л


На доске
 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Молодцы! Это Берилл. Ребята, может кто-то знает второе название этой горы?

Ученики отвечают на вопрос учителя.
Предполагаемый ответ:
-Берия

При затруднении учитель дает ответ сам.

  1. Постановка цели урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Это высочайшая горная вершина Хабаровского края расположена на Дальнем Востоке России. Сегодня на уроке мы попытаемся узнать её высоту и в каком году Берию переименовали в Берилл. Для этого нам нужно решить вот такие примеры:

1.высота: 1,4665*2= ___ (км);
2.год: 39,1*50=___(год).


Ученики слушают учителя.

-Посмотрите внимательно на эти примеры.

-Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?
-Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? 



- Сформулируйте тему урока. И запишите в тетради. 

-Ребята, тему урока записали, давайте прочитаем её ещё раз! А какая цель нашего сегодняшнего урока?
-Да, как минимум вы узнаете правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, а как максимум научитесь применять его при выполнении заданий. 
-Ответим на поставленный вопрос в конце урока.

Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
-Умения умножать десятичные дроби на натуральные числа. 
- Узнаем правило умножения десятичных дробей на натуральные числа. 
-Научимся применять правило при выполнении упражнений.
-«Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Ученики записывают тему в тетради.

-Будем учиться умножать десятичную дробь на натуральное число.


Слайды презентации:
 



  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Ознакомиться с правилом умножения и выполнить задание нам поможет учебник. 

-Что значит произведение десятичной дроби и натурального числа?

-Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число?

Ученики находят в учебнике правило умножения десятичной дроби на натуральное число. 

Отвечают на вопросы учителя:

1. ^ Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.

2. ^ Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить в запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.



  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (начало).

Задание 1. 

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Учитель предлагает выполнить следующие вычисления:
-А сейчас проверим, как вы поняли правило, для этого вы будете по очереди выходить к доске и находить числовые значения предложенных примеров: а) 16,5 ∙ 32 =528; б) 0,29 ∙37=10,73

в) 9 ∙14,35 =129,15; г) 0,224 ∙8=1,792; д) 13,48 ∙4 =53,92. Если задание выполняете правильно, получаете 1 балл, если с помощью учителя 0,5 баллов.

- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


Ученики по очереди выходят к доске и решают примеры с комментарием. Остальные ученики работают на местах в тетрадях.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


Слайды презентации:






Задание 2.

Деятельность учителя

 Деятельность учеников

-Молодцы. Следующее задание: нужно поставить в ответе запятую и найти ошибку. Вы можете выбрать по желанию по одному заданию из каждого столбца. Каждое задание оценивается в 1 балл. Если правильно выполняете оба задания, получаете 2 балла, если допускаете ошибку, вам дается возможность её исправить, но тогда задание будет оцениваться в 0,5 баллов. Если же и со второй попытки допустите ошибку, то это задание может решить другой ученик и получить дополнительный балл.


Ученики по очереди выходят к доске и в каждом задании выполняют по одному примеру.




Поставьте в ответе запятую:


Найди ошибку:


18,5*3=55,5

1,43*8=11,44

5*3,06=15,30

100,1*11=1101,1

0,125*9=1,125


0,49*1=4,9 0,49

0,52*2=0,104 1,04

8*0,1=8 0,8

35*0,2=70 7

4,5*2=0,9 9


Слайды презентации:
 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


6. Динамическая пауза (физкультминутка).

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Молодцы. 
-Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
ноги вместе, Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко.
А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно.
Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.
Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь веди горизонтально, И в центре вы остановись.
Закрой глаза, расслабьте тело, 
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете, 
Теперь в саду яблоки спелые рвете. 
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!


Ученики встают с мест и выполняют упражнения для расслабления мышц тела и глаз.

Слайды презентации:
     

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (продолжение)
    Задание 3.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Вам предлагается 3 задания. При выполнении, которых вы можете заработать баллы: выполнив первое задание, вы получите 3 балла, второе – 4 балла, третье – 5 балла. Ваше право выбрать задание самим.

1. Вычислите: 4,8*45=216; 54*3,08=166,32
2. Выполните действия: 11,56+2,36*29=11,56+68,44=80
3. Задача: Первый множитель равен 4,5. Второй множитель в 4 раза больше. На сколько один множитель больше другого?
1) 4,5*4=18 2) 18-4,5=13,5
- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

Ученики выбирают задание 1, 2 или 3. И решают его в тетради.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


Слайды презентации:








Решение проблемы:

 Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Ну а теперь вернемся к проблеме, которая встала перед нами в начале урока. Что эта за проблема?
-Кто уже готов вычислить высоту горы Берилл?
1,4665*2= 2,933 км 
-Объясните, как вы понимаете эту высоту? (2 км 933 м)
-Узнайте, в каком году Берию переименовали в Берилл?
39,1*50=1955,0=1955 год
-За каждый правильный ответ получите по 1 баллу, всего можете набрать 2 балла. 
- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


-Вычислить высоту и год переименования горы Берия.

В тетрадях самостоятельно производят умножение десятичных дробей на натуральные числа, вычисляют высоту и год переименования Берии в Берилл.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


8. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно применить новое правило. Для этого я предлагаю вам выполнить тест. В тесте 6 заданий. 1-4 задания оценивается в 1 балл, 5-6 – в 2 балла. Максимум можно набрать 8 баллов. Вы получаете тест в бумажном варианте, внимательно читаете задания и выполняете их. После того как тесты будут выполнены, проверим их правильность.


-Ученики выполняют задания.

Тест: 
Вопрос 1. Вычисли значение выражения 4 • 0,6
1) 2,4 
2) 24 
3) 0,24 
4) 240 
Вопрос 2. Чему равно произведение, если первый множитель 0,006, а второй множитель 6?
1) 3,6 
2) 36 
3) 0,36 
4) 0,036 
Вопрос 3. Что получится, если 0,5 увеличить в 9 раз?
1) 0,45 
2) 450 
3) 4,5 
4) 45 
Вопрос 4. Чему равно произведение 5,6 и 2?
1) 1,12 
2) 11,2 
3) 112 
4) 0,112 
Вопрос 5. Скорость автомобиля 2,3 км/ч. Какой путь пройдет автомобиль за 5 часов?
1) 11,5 
2) 1,5 
3) 0,115 
4) 115 
Вопрос 6. Длина комнаты 3 м, ширина 2,9 м. Вычислите площадь. 
1) 0,87 
2) 87 
3) 8,7 
4) 870 

Деятельность учителя

Деятельность учеников


-Проанализируем правильность выполнения теста. Вы увидите, сколько каждый из вас набрал баллов, сколько заданий и какие выполнили правильно, а сколько не правильно.

- Оцените себя, количество баллов запишите в лист самооценки, в соответствующую ячейку.


Ученики вместе с учителем проводят анализ теста.

Ученики оценивают себя, и количество баллов записывают в лист самооценки, в соответствующую ячейку.

9. Обобщение усвоенного и рефлексия деятельности.

 Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Вот закончился урок,
Подвести пора итог.
Кто же лучше всех трудился?
Кто же в классе отличился?
-Подсчитаем суммарный балл за урок. Если в тетради записи аккуратные – дополнительный балл.
- Вопросы ученикам об уроке:

Чем мы занимались на уроке?
Чему мы научились на уроке? 
Какую проблему ставили на уроке?
Удалось ли нам её решить?
У кого после сегодняшнего урока хорошее настроение?

  • На уроке я работал активно / пассивно

  • Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  • Урок для меня показался коротким / длинным

  • За урок я не устал / устал

  • Материал урока мне был полезен / бесполезен/интересен /скучен


Ученики подсчитывают количество набранных баллов.

По очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов. Учащиеся слушают учителя, вспоминают и называют этапы урока. 


10. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Записываем домашнее задание:
-Молодцы ребята! Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями. А волшебный ключ к ученью -
Ваше упорство и терпенье! Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание (задание на карточках по уровням)