Тема урока | «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» |
Дата урока | 07.04.2020 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока | Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: правило умножение десятичной дроби на натуральное число; табличные и внетабличные случаи умножения ; уметь: применять правило умножение десятичных дробей на натуральное число при решении примеров и задач. |
Основные понятия | натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение. |
Межпредметные связи | География, литература |
Ресурсы | Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь. Учебник: Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 31-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2013 г. – 280 с.. |
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия учеников | Формы организации совзаимодей-ствия на уроке | Формируемые УУД | Формы контроля |
1. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | 3м | Девизом нашего урока будут слова Аристотеля: ««Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» Скажите, а как вы понимаете слова Аристотеля? Создает положительный настрой на продуктивную работу. . Слайд 4 Карта плавания Посмотрев на слайд, что вы можете сказать? -Мне понравилось, что я услышала в ваших ответах не только слова, но и чувства, которые у вас вызывает это изображение на слайде. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Ученик: Знания, которые мы сегодня получим, необходимо уметь применять в жизненных ситуациях. Дать самому себе установку: “Понять и быть тем первым, который увидит ход решения” Ученик: «Урок путешествия». Эмоциональный настрой. | Фронтальная | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений. Личностные УУД: самоопределение, осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | |
2. Актуализация знаний. | 7м | Мы разбиваемся на 3 группы по 6 человек, проговариваем условия работы в команде, проговариваем, какими мы должны быть, чтобы путешествие было успешным. Слайд 5. Для этого предлагается небольшая разминка «Точный бросок» И плавно переходим к работе на «Трудном острове» Учащимся предлагается блиц-опрос. Слайд 6 Назовите по порядку четыре разряда, идущих в записи десятичной дроби после запятой? Прочтите десятичные дроби:2,527; 0,032; 152,2 Как сложить (вычесть) десятичные дроби? Какую дробь мы получим, если к данной десятичной дроби припишем справа несколько нулей? Как сравнить десятичные дроби? | Ответы учеников: Договориться, что, кто будет делать. Называть друг друга по имени. В разговоре использовать только вежливые слова. Обсуждать вопросы тихо. Слушать, когда, кто-то говорит Не спорить, а доказывать и размышлять. Вместе находить правильное решение. Для высказывания мысли выбрать вместе представителя. Ответы « Точного броска» 36, 4 22,04 22,90 6,08 1,24 12,41 Ответы на блиц-опрос: 1.Десятые, сотые, тысячные, десятитысячные. 2.Две целые, пятьсот двадцать семь тысячных, ноль целых, тридцать две тысячных, сто пятьдесят две целые, две десятых. 3. При сложении (вычитании) десятичных дробей надо: 1) При необходимости уравнять количество знаков после запятой, добавляя нули к соответствующей дроби. 2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом. 3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую. 4) Поставить запятую в сумме (разности) под запятыми, складываемых (вычитаемых) дробей. 4. Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то получиться дробь, равная данной. 5.Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше. Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и различным количеством цифр после запятой, надо с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях. После чего сравнить полученные дроби поразрядно. | Групповая, фронтальная | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Устный опрос |
3.Создание проблемной ситуации. | 4м | Посмотрите на форму острова. Что она собой представляет? Что символизирует и персонифицирует квадрат? Ребята! Давайте познакомимся с творческим заданием Баженовой Анастасии Как найти периметр такого квадрата? А как по-другому можно было найти тот же периметр? (длину стороны умножить на 4) Сможем ли мы с вами подсчитать , умножая десятичную дробь на натуральное число? Еще одна задачка: Алиса бежала по острову со скоростью 11м/с всего 6, 21 секунды. Какое расстояние пробежала Алиса? А сможем ли мы с вами опять подсчитать? Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Запишите в тетрадь дату и тему урока. Как вы думаете, какая же цель нашего урока? Какие мы с вами поставим задачи на нашем уроке? | Сообщение ученика о квадрате Ученик: Подсчитать сумму всех сторон 5,2 53+ 5,253 + 5,253+ 5,253 = 21,012 (см); Умножим числа, выражающие длины сторон, на 4. 5,253х4=? Ученик: нет, не можем 11 х 6,21 = ? Ученик: нет, не можем Ученик: умножение десятичной дроби на натуральное число. Умножение десятичных дробей на натуральное число. Запись в тетрадях. Цель урока: научиться умножать десятичные числа на натуральные. Задачи: 1)вывести правило умножения десятичного числа на натуральное. 2)учиться применять это правило при решении примеров и задач. | Фронтальная | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Логические УУД: формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признака Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Текущий контроль |
4. Фиксация затруднений и построение выхода из затруднения | 7м | Преодолев «Погружение» мы с вами попали на остров ИССЛЕДОВАНИЙ. Предлагается исследовательская работа: По считать периметры трех правильных фигур(сложением и умножением, не забывая о том, что мы решаем одну и ту же задачу двумя способами, следовательно и ответ у них должен быть один и тот же). И вывести правило умножения десятичного числа на натуральное число Таким образом, мы с вами создали алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число. Откройте учебники п.34 стр204 и сравните ваши открытия с правилом автора учебника. Еще раз на примерах проговариваю правило умножения десятичной дроби на число и записываем в тетради опорную схему. | Ртреуг =10,5см Рквад=16,844см Ршестиугольника=12,72 Правило1: Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимание на запятую 2)в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их содержится после запятой в десятичной дроби. 1,83х12=21,96 1,505х3=4,515 | Групповая | Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: уметь находить ответы на поставленные вопросы в задаче; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении решения задачи; уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Текущий контроль |
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи; | 8м | Судя по карте мы с вами преодолеваем трудное течение, чтобы попасть на остров УСПЕХА. Слайды №16-20 Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. (Презентация Слайд 16,17) Задание выполняется на доске с проговариванием правила умножения десятичной дроби на натуральное число( по три примера группе). (Презентация Слайд 18) Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1308; 1309(самостоятельно) Поменялись тетрадями по часовой стрелке и проведем взаимопроверку. | 1. 0,3 * 7=2,1 2. 1,05 * 2=2,1 3. 25 * 0,4=10 4. 0,2 * 6=1,2 5. 2,06 * 2=4,12 6. 13 * 0,3=3,9 7. 8 * 0,5=4 8. 1,02 * 5=5,1 9. 16 * 0,4=6,4 Задача№1308 а = 9,76 см Р = 6∙а Р = 6 ∙ 9,76 = 58,56 см Задача №1309 т=57,85 кг т-9 электромоторов? 9 ∙ 57,85 = 520,65 кг | Групповая, индивидуальная. | Регулятивные УУД :уметь проговаривать последовательность действий на уроке; выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению ; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию , уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении и нахождении решения задачи; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД : уметь находить ответы на поставленные вопросы; | Сам.работа со взаимопроверкой по эталону, анализ допущенных ошибок. |
6. Релаксация (физминутка). | 2м | Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Презентация Слайд 19) | | Фронтальная | | |
7. Организация первичного контроля | 10м | И вот мы на острове Успеха. Самостоятельная работа . (Слайд№21) Поиск затруднений, исправление ошибок. Организация самопроверки по эталону. Выявление места и причины затруднений, организация работы над ошибками. (Презентация Слайд 22) Остров Ошибок. Мы с вами работаем на обычных тетрадочных листах, мы с вами работаем на листах формата А4, на оценочных листах. А сегодня я вам предлагаю новые листы-листы Мебиуса. Учащимся раздаются ленты Мёбиуса, на которых написаны примеры на действия с десятичными дробями (сложение, вычитание и умножение). Давайте познакомимся с творческим заданием Фурманова Михаила. Вы можете меня расспросить о применении листа Мебиуса В процессе решения учащиеся обнаруживают интересный факт, что, начиная с числа 4,55; они опять к нему приходят, но уже в качестве ответа. Оказывается, у ленты Мёбиуса, всего одна сторона (точнее, поверхность). Задания на ленте Мёбиуса: Нахождение ошибок происходит на листах Мебиуса(Каждой команде по восемь примеров написать и вычислить на листах Мебиуса) А проверю вашу работу –Я: 1 команда : Ваши ответы на первых три примера: а,б,в 2 команда: Ваши ответы на следующие три примера:г,д,е 3 команда: ваши ответы на примеры ж и з . | Выполняют самостоятельную работу (1 вариант и2 вариант в итоге выполнения самостоятельной работы получают слово БРАВО! 3 вариант-СУПЕР!) 1 вариант: 3,15; 28,8; 42; 49; 72; 05. Б Р А В О ! 2 вариант: 16; 18; 45; 48; 112; 198. Б Р А В О ! 3 вариант 16; 18; 45; 48; 112; 198 С У П Е Р ! Работа выполняется в команде. Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. Презентация ученика « Лист Мебиуса» Применение листа Мебиуса : Лист Мёбиуса применяется в различных сферах: в кулинарии для того, чтобы создать интересный и аппетитный вид для булочек, сушек, хвороста; в дизайнерской одежде, в скульптуре, в архитектуре, в технике( магазин Магнит –ленточный конвейер) a) 4,56 × 2 = 9,12; команда + б) 18,3 × 4 = 73,2; команда + в) 0,235 × 5 +12= 23,5; команда –ответ: 13,175 г) 8,354 × 3 = 8354; команда – ответ:25,062 д) 8,353 × 7 = 58,471; команда + е) 7,43 × 7 =192,01; команда – ответ:52,01 ж)2,543 х 3 = 7,63; команда - е)1,5 х 2+1,56 = 4,56 команда + | Групповая | Регулятивные УУД :уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Сам.работа со взаимопроверкой по эталону, анализ допущенных ошибок. |
8. Рефлексия | 3м | Организуеся рефлексия. - Сегодня на уроке я научился… -Я испытал трудности в…… -Лучше всего у меня получилось….. – Проанализируйте результат своей работы и вернемся к нашему девизу урока: « Так где же нам пригодиться в повседневной жизни применение правила умножения десятичной дроби на натуральное число(приведите примеры) | Отвечают на вопросы учителя. Ученики:В быту, в строительстве, в промышленности, в оплате за коммунальные услуги, когда например, нагорело света 50 кВт, а один кВт стоит 4р52 коп. Надо посчитать, какую сумму необходимо заплатить? | Фронтальня | КоммуникативныеУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; ПознавательныеУУД: рефлексия. | Устные ответы |
9. Информация о домашнем задании | 1м | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205; Страница 207, № 1330, 1331. Творческое задание : составить для своего соседа по парте к следующему уроку лист опросник по данной теме. | Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник. | | | |