МО «Осинский район»
МБОУ "Улейская СОШ"
Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
(УМК Н. Я. Виленкина)
учителя математики Халтаевой Надежды Николаевны
с.Унгин
2016 г.
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Цели (задачи) урока Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.. |
Опорные понятия, термины Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.
| Новые понятия и связи между ними произведение десятичной дроби на натуральное число |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_29.php взаимопроверка, работа в парах. | Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204; На «5»: № 1330; 1331; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33971e3-8c54-4923-a567-ab5da7b2d984/HemulBookDecimal.swf На «4»: № 1330; 1331 придумать рассказ о десятичных дробях На «3»: № 1330. |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте! Добрый день, ребята.
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам сегодня хорошей работы.
Девиз: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Вы завершили изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы продолжим разговор о десятичных дробях, а сейчас проведем математическую разминку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Слайд Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой 1566,75 руб и куклу ценой 300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?
(Нет. Стоимость покупки 1866,95 руб.)
-Где он допустил ошибку? ( Он допустил ошибку при сложении десятичных дробей)
- Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Слайд и на доске
Чтобы сложить десятичные дроби, надо1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, 4)поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Чтобы вычесть десятичные дроби, надо 1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить вычитание, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Устно: Слайд Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих равенствах запятые: ( работа в парах, карточки на столах)
1) 32 + 18 = 5 3) 42 + 17= 212 5) 63 - 27= 603
2) 3 +108 = 408 4)736 – 336 = 4 6) 57 - 4=17
Проверка задания
Слайд Я предлагаю вам решить устно следующую задачу: Дан квадрат со стороной 8 см. Вычислите периметр этого квадрата. (2 способа решения) Проверка решения: 8+8+8+8=32 или 8·4=32
- Предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд)
Поле имеет форму квадрата со стороной 1,23 км. Найдите периметр этого поля, применив действие сложения.
Р= 1,23+1,23+1,23+1,23 =4,92км. (запись в тетрадях. Проверка ответов в парах с соседом)
-А как по-другому можно было найти тот же периметр? (Произведением)
-Замените сумму произведением, запишите в тетрадь 1,23·4= и выполните вычисление.
3. Выявление места и причины затруднения
У кого нет ответа?
-У кого есть ответ? (Записать ответы на доске) Почему получили такой ответ?
Что нового в задании? ( десятичная дробь умножается на число)
В чём у вас затруднение? (Мы не знаем, как умножить десятичную дроби на натуральное число)
-Чему вы должны еще научиться? (умножать др.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.)
- Запишите тему урока в тетрадь: Умножение десятичной дроби на натуральное число
Цель нашего урока: 1)Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться это правило применять.
- Я предлагаю вам открыть новое правило самим по плану.
План:
Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую;
Сравните свой ответ с результатом суммы;
Поставьте запятую в произведении, как в сумме;
Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении;
Сделайте вывод.
Работают по плану самостоятельно
Делается вывод(вместе) (на доску и экран)
:чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую. 2)В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Алгоритм на доске
-Откройте учебник на стр. 204 прочитайте правило, которое дано в учебнике (Читают правило)
-Проверте, правильно ли выполнены действия (Слайд) (1,83·12=21,96; 1, 213·24=2, 9112
5. Физминутка(слайд)
6. Первичное закрепление во внешней речи
Задание выполнить в парах, проговаривая правило (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2) помогая соседу по парте.
1) 0,5 4 = 2;
2) 0,8 7 = 5,6;
3) 60 0,03 = 1,8;
4) 5,78 0 = 0; 8)1 92,6 = 92,6
7.Работа по группам с самопроверкой по эталону
Используя данное равенство, выполните следующие задание: 2,57·12, 25,7·12, 0,257·12, 257·0,012, 257·1,2
Что вам надо сделать? (Выполнить умножение)
проверять задание будем по эталону для самопроверки Слайд
2,57·12=30,84 25,7·12=308,4, 0,257·12=3,084, 257·0,012=3,084, 257·1,2=308,4 ( в произведении отделить запятой справа столько знаков сколько их в обоих множителях вместе)
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
В каком месте?
Почему у вас возникло затруднение?
Кто правильно выполнил задание?
8. Включение в систему знаний
№1309 решение задачи из учебника
9. Создать свой "продукт" деятельности на уроке по новой теме урока.
Придумать простую задачу по теме урока.
10. Проверочная работа
При верно выполненном задании поднять красную карточку, при неверном решении – желтую.
11. Домашнее задание:
№ 1330,1331, п.34 правило
или придумать рассказ о десятичных дробях
12. Рефлексия деятельности на уроке по методу "Синквейн"
одно существительное, выражающее главную тему урока.
два прилагательных, выражающих главную тему урока.
три глагола, описывающие действия в рамках темы.
предложение, несущее определенный смысл по теме урока.
заключение в форме существительного.
Итак, друзья, урок мы провели, Всё сделали мы с вами, что могли и не могли. Желаю к математике вам прилагать старанье. Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
Литература:
Учебник: Математика, 5 класс. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 31 – е изд., стер./ М.: Мнемозина, 2013г.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33971e3-8c54-4923-a567-ab5da7b2d984/HemulBookDecimal.swf
http://www.matematika-na.ru/5class/index.php
Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику н.Я.Виленкина и др. «Математика.5 класс». ФГОС( к новому учебнику)/М.А.Попов.-М.: Издательство «Экзамен»,2015