СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение и деление рациональных чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок построен в виде исследовательской деятельности по маршрутному листу. Предполагает такие формы работы, как самостоятельная, парная и групповая.  

Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление рациональных чисел»

Технологическая карта учебного занятия

Информация об учебном занятии

Автор урока

Жаркова Виктория Анатольевна


Класс

6


УМК

Мерзляк А.Г. Математика 6 класс

Тема

Умножение и деление рациональных чисел


Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний


Цель

Предметный результат согласно ФГОС / примерной программы

Систематизировать знания по теме «Умножение и деление рациональных чисел».


Планируемые результаты

Предметные:

  • знают правила умножения и деления рациональных чисел и умеют применять их в практической деятельности при решении различных типов заданий;

  • умеют сопоставлять выражения с определением свойств умножения;

  • умеют применять свойства умножения в практической деятельности.

Личностные УУД:

  • Оценивает себя на основе критериев маршрутного листа;

  • Владеет навыками сотрудничества;

  • Повышает уровень патриотизма.

Метапредметные УУД:

  • определяет цель деятельности;

  • контролирует и корректирует деятельность;

  • воспроизводят информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач.


Оборудование

Мультимедийное оборудование;

Лента;

Раздаточный материал.



Ход учебного занятия

Этап

Действия учителя / Действия учащихся

Время

Орг. формы

Познавательные / Регулятивные / Личностные действия

Организационный момент

Учитель раздает детям карточки с примерами на входе.

- Здравствуйте, ребята! (Приветствуют учителя).

Я сегодня проведу у вас урок математики, но мы с вами не одни, поприветствуйте, пожалуйста, гостей. Прежде, чем начать, мы с вами немного посчитаем. Перед вами лежат карточки с буквами, на обратной стороне вы увидите примеры. Вам необходимо решить примеры на карточках и прикрепить на доску букву с соответствующим ответом.

(Обучающиеся выполняют задания на карточках, на доску размещают ту карточку с буквой, которая соответствует ответу на доске.


В

И

К

Т

О

Р

И

Я

-2


2

-3

-4

6


4


А

Н

А

Т

О

Л

Ь

Е

В

Н

А

-5

4,4

-5

-3

-8

-1

-0,6

9

-2

4,4

-5

- Приятно познакомиться, ребята, вы, конечно же, уже догадались, как меня зовут. Начнем урок!

3 минуты

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

П: Умеют ориентироваться в своей системе знаний, воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач


Мотивация.


Сегодня вы будете работать в маршрутных листах (Приложение 1). Обратите, пожалуйста, внимание, что в ваших маршрутных листах есть отдельная колонка для вопросов, которые вы можете поставить перед собой во время выполнения заданий. А также есть критерии оценивания каждого модуля, которые помогут вам оценить свою деятельность во время урока. Пожалуйста, подпишите свой МЛ.

-Итак, ребята, на доске первое задание. (На доске уравнение 3/8x = -0,24, учащиеся решают уравнение, затем сравнивают по эталону на доске)

-Проверьте, пожалуйста, выполненное вами задание и оцените себя, исходя из критериев оценивания.

- Скажите, какое действие вы выполняли при решении уравнения?(Действие деления). Молодцы! А каким действием вы выполнили проверку? (Умножения)

А с какими числами вы производили эти действия? (Рациональными.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Отвечают, на доске тема: «Умножение и деление рациональных чисел»)

Молодцы, ребята! Запишите, пожалуйста, тему в свои МЛ.


3 минуты

Фронтальный опрос

Р: Оформляют свои знания и мысли в письменной форме. Самостоятельно формулируют тему урока, высказывают свое предположение.

Развитие мотивов учебной деятельности.


Целеполагание

-Сегодня на уроке вам предстоит проверить, насколько хорошо вы овладели умножением и делением рациональных чисел. Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего занятия (Предлагают варианты).

- Ребята, вы все правильно сказали, а целью нашего урока сегодня будет – закрепить умения выполнять изученные действия умножения и деления с рациональными числами.


1 минута

Фронтальный опрос

Р: Самостоятельно формулируют цель урока, высказывают свое предположение. Формируют умение прогнозировать предстоящую работу.


Л: оценивают ситуацию с точки зрения правил поведения и этики.

Актуализация знаний

На доске высказывание «Теория без практики мертва, а практика без теории глуха…»

- Ребята, как вы думаете, что имел ввиду автор данного высказывания? (Без теории порой очень сложно или даже невозможно выполнить практику, а без практики теория не имеет веса)

-Да, вы все правильно сказали! Сейчас ваша задача в парах выполнить задания из 2 модуля «Вспомним». На данную работу дается 2 минуты. Время пошло!

(Обучающиеся выполняют задания)

-Время вышло! Сейчас, пожалуйста, сравните свои ответы с ответами на доске и оцените себя, используя критерии оценивания в правой колонке.

-Скажите, пожалуйста, что мы вспомнили и повторили? (правила умножения, деления, что такое рациональные числа и т.д.)

Молодцы, ребята, теперь проверим ваши знания на практике.


4 минуты

Парная работа

П: выделяют и формулируют познавательную цель; выделяют существенную информацию, осуществляют актуализацию личного опыта.





Л: смыслообразование, независимость и критичность мышления; определяют границы собственного знания и незнания по теме (в случае постановки для себя вопросов)





Р: тренируют способность к рефлексии собственной деятельности на основе предложенных критериев.

Групповая работа

- Ребята, следующее задание в модуле «Самостоятельная работа» вам необходимо будет выполнить самостоятельно и записать решение в столбик справа. На данное задание вам отводится 2 минуты. Время пошло!

(Выполняют задание)

- Итак, ребята, время вышло. Сейчас вам необходимо собраться в группы по рядам со своими МЛ. Пожалуйста, подойдите к первым партам вашего ряда. На столах вы видите листы с заданием. Обсудите в группах решенные вами задачи, выберите, на ваш взгляд, наиболее верное решение, запишите ответ и передайте учителю.

(Совещаются, записывают ответ, учитель сканирует лист с решением, представитель от группы защищает решение задачи, обучающиеся проверяют решение каждой задачи, задают вопросы при необходимости)

- Ребята, вы очень хорошо справились с данным заданием, умеете сотрудничать и слышать друг друга.


8 минут

(2 минуты на выполнение

(+6 минут на обсуждение в группах и проверку с учителем)

Самостоятельная работа


Групповая работа

К: оформляют высказывание, формулируют, аргументируют своё мнение.

Л: развитие навыков сотрудничества

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.


Физкультминутка

У каждого обучающегося имеется карточка с определенным числом (всего 2 группы: обыкновенные дроби, десятичные дроби).

_ Ребята, сейчас мы немного поиграем! Мне понадобится помощь 2х человек из зала (Натягивают веревку)

-Ребята, скажите, пожалуйста, на что похожа эта веревка? (Координатная прямая)

- Верно! У каждого из вас есть определенное число. Сейчас, пожалуйста, выбегите сюда обыкновенные дроби. Посовещайтесь друг с другом, посмотрите друг на друга, найдите на координатной прямой свое место и встаньте вдоль нее, одной рукой держась за веревку, а другой рукой показывая свое число.


; ; ; ; ; 0; ; .


(Выбегают, строятся, остальные проверяют, затем садятся)

- Сейчас сюда выбегут десятичные дроби (Выполняют то же самое)


-2,6; -2,55; -2,06; -0,8; -0,08; 0; 1,06; 1,55; 1,6; 5,03; 5,3.

- Молодцы! Отдохнули немного? Продолжим нашу работу.


5 минут

Игровая форма

Л: смыслообразование, развитие навыков сотрудничества.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

П: сравнивать и обобщать факты





Самостоятельная работа

Леонардо да Винчи сказал «Любое препятствие преодолевается настойчивостью». Как думаете, что он имел ввиду? (Высказывают мнение). Правильно. Леонардо да Винчи был великим художником, создал много знаменитых картин, одной из которых является Мона Лиза. Все это благодаря настойчивости и трудолюбию. Сейчас желаю вам преодолеть препятствие в виде самостоятельной работы и проявить настойчивость. На данную работу вам дается 5 минут. Время пошло!

-Время вышло! Сейчас, пожалуйста, обменяйтесь МЛ и оцените друг друга, исходя из критериев оценивания.

- Пожалуйста, в модуле «Рефлексия» оцените себя по пятибальной шкале, исходя из критериев оценивания.

5 минут

(+1 минута на проверку)

Самостоятельная работа

Л: смыслообразование, развитие навыков сотрудничества


Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.


К: воспитывать ответственность и аккуратность.


П: сравнивать и обобщать факты,

строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.


Домашнее задание






Рефлексия

Домашнее задание:

карточки с заданиями ВПР по данной теме

На оценку: Составить мини-шпаргалку по теме «Действия с рациональными числами», которая будет отражать теорию в виде схем и таблиц, а также примеры.


На ваших столах лежат такие карточки (показывает QR – код). Что это такое? (Отвечают). Правильно! Пожалуйста, обратите внимание, что с обратной стороны кодов есть буква А, Б и В. Сейчас ваша задача поднимать тот QR – код, буква которого соответствует ответу на мой вопрос. Итак, начнем! (на доске вопросы, обучающие поднимают коды, учитель анализирует).

-Ребята, спасибо большое за урок, мне было очень приятно познакомиться с вами и поработать сегодня, вы так много знаете и умеете! Желаю вам успехов, не останавливайтесь на достигнутом и не расстраивайтесь, если что – то не получается с первого раза. До новых встреч!


3-4 минуты

Фронтальная работа

Л: адекватно осуществлять самооценку


Р:, принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый контроль по результату, планировать будущую

деятельность, исходя из анализа собственных возможностей.


П. осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения, анализировать степень знания материала.

К: выслушивать сверстников, аргументировать и отстаивать своё мнение.







Приложение 1

Маршрутный лист по теме __________________________________________________

Ученика(цы) 6 класса __________________________________________________________


  1. РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ



Оцени себя _______________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

0 баллов – ничего не сделано

1 балл – ход решения верный, допущена вычислительная ошибка

  1. балла – задание выполнено верно



  1. ВСПОМНИМ! ПАРНАЯ РАБОТА

  1. Заполни пропуски

Рациональные числа






Чтобы умножить два числа с разными знаками, надо перемножить их _______________, перед полученным произведением поставить знак ___________________.

Чтобы умножить два отрицательных числа, надо ________________________________________________.

Чтобы найти частное двух чисел с разными знаками, надо разделить их _________________, перед полученным частным поставить знак _____________________ .

Чтобы найти частное двух отрицательных чисел, надо ____________________________________________.


  1. Соедини стрелочками выражения с соответствующими свойствами умножения рациональных выражений


7,8 (x – 5) = 7,8x – 39

Сочетательное свойство

1,25×y = y×1,25

Распределительное свойство

3,5(4×2) = (3,5×4)×2

Переместительное свойство



ВОПРОСЫ
















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

0 баллов – ничего не сделано

1 балл – допущено не более 3 ошибок

2 балла – допущено 2 ошибок

3 балла – задание выполнено верно


Оцени себя: _________

  1. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Реши задачу самостоятельно.

ЗАДАНИЕ

РЕШЕНИЕ

На уроке математики в 6 классе проводится мини – зачет по теме «Рациональные числа», состоящий из 10 билетов. В каждом билете по 2 вопроса. Какова вероятность того, что учащийся, выучив 12 вопросов, сдаст зачет.




Оцени себя: ___________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

0 баллов – ничего не сделано

1 балл – выполнено половина задания, ход решения верный

2 балла – задание выполнено, но в ответе допущена ошибка

3 балла – задание выполнено верно


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (1 вариант)

Выполни задание самостоятельно и проверь по эталону на доске.


Задание

Решение

  1. Знак какого арифметического действия надо поставить вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство?

*


  1. Выполни деление:

а) : )


  1. Вычисли наиболее удобным способом

×7 +2 ×












КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

0 баллов – ничего не сделано

1 балл – допущено не более 3 ошибок

2 балла – допущено 2 ошибок

3 балла – задание выполнено верно


  1. РЕФЛЕКСИЯ. Посчитай количество баллов и оцени свою работу на уроке по пятибалльной шкале: _____________


11 баллов – «5»

8 - 10 баллов – «4»

6 - 7 баллов – «3»



; ; ; ; ; 0; ; .



-2,6; -2,55; -2,06; -0,8; -0,08; 0; 1,06; 1,55; 1,6; 5,03; 5,3.
















; ; ; ; ; 0; ; .



-2,6; -2,55; -2,06; -0,8; -0,08; 0; 1,06; 1,55; 1,6; 5,03; 5,3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!