Тема: Умножение трехзначного числа на однозначное
Цели:
- научить выполнять умножение трехзначного числа на однозначное,
познакомить с алгоритмом письменного умножения данного вида;
- совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, решения задач;
- развивать внимание, речь, логическое мышление, способствовать развитию навыков самостоятельной работы, работы в группах;
- формировать интерес к математике.
Оборудование:
Ход урока
1.Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука – это математика!
-Какие качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке?
Сообразительность Смекалка Лень Внимание Шум Усидчивость
-Что возьмём с собой на урок?(По мере ответов детей убираются лишние слова)
2.Устный счёт
-Сегодня на уроке с нами будет работать один гость.
-А кто это вы узнаете когда выполните следующее задание.
-Решите примеры и соберите пазлы.?(На пазлах черепаха Тортила)
210*3 400*2 800:2 420:2 0 х:600
900:300 60х10 900:900
-Черепаха Тортила предлагает вам отыскать золотой ключик-подсказку что бы открыть тему нашего урока. Для этого она приготовила для вас несколько заданий.
1 «День и ночь».
В первом задании она предлагает вам поиграть в игру которая называется «День и ночь». По команде «ночь», вы закрываете глаза, опускаете голову на руки и решаете примеры, которые я буду задавать. По команде «день» открываете глаза и называете правильный ответ ,а звёздочки на доске нам подскажут, правы вы или нет.
5 х2 + 20 - 6 + 10 -2= 32
4х 5-6 +40+ 10-4 = 60
14 : 2 - 4 * 5 + 50 + 5 = 70( По мере ответов звёздочки на доске переворачиваются)
-С этим заданием вы справились ,а справитесь ли вы со следующим заданием? Сейчас проверим.
2.Задачи в стихах.
Черепаха принесла для вас задачи в стихах. Будьте внимательны.
1.Я с утра сегодня к деду
На велосипеде еду.
И 18 километров
Преодолел за 2 часа
С какой же скоростью
Домчали меня 2 колеса?
(18:2 =9 км/ч.) Вывешивается на доску треугольник с числом 9
2. Бабка в горшок посадила горох.
И урожай получился неплох.
В каждом стручке-по пять хороших,
Крупных да чистых и вкусных горошин.
Собрано бабкой 17 стручков
Надо узнать-урожай-то каков?
(17 • 5 = 85.) Вывешивается пятиугольник с числом 85
3. Если 5 на 7 умножить,
А затем прибавить 5,
Сколько будет же в итоге?
Кто мне может подсказать?
(5• 7 + 5 = 40.) Вывешивается квадрат с числом 40
4 У стола 4 ножки
А вопрос к тебе таков:
Сколько вместе будет ноже
У пятнадцати столов?
(4 • 15 = 60.) Вывешивается шестиугольник с числом 60
5. Индюшат, их 240,
Водит Катя на пригорок.
А на речке уток 200.
Как закрякают все вместе!
Хороши все птицы эти!
Сколько их? Считайте, дети!
(240 + 200 = 440.) Вывешивается круг с числом 440 .
-Посмотрите ещё раз на ответы .
-На каких фигурах они изображены? Назовите их.
-Почему шестиугольник так называется? (Шесть углов) Сколько у него сторон?(тоже шесть)
-Почему 5-тиугольик так называется?(пять углов)А сторон?(пять)
-Как найти сторону фигуры?(Периметр разделить на количество сторон)
На каждой нашей фигуре записаны ответы, которые мы получили при решении задач. Но это не просто ответы-это периметр данных фигур. Зная периметр каждой фигуры ,найдём её сторону. Найдите –сторону квадрата(4),треугольника(2),шестиугольника(10)пятиугольника(17)Круга(Невозможно-у круга нет сторон)
3. «Единицы измерения»
-Что бы справиться со следующим заданием, нам с вами необходимо вспомнить единицы измерения. Посмотрите на доску. В каждой строке найдите лишнюю единицу измерения. Объясните свой выбор.
Дм, км, мм, км/ч, см
Ч, мин, с, т, век, сут
м/мин, км/ч, ч, км/с, м/с
3.Подготовка к восприятию нового материала
-Ну а теперь мы покажем черепахе как мы быстро умеем писать математические диктанты и достанем ключ к теме нашего сегодняшнего урока.
-Я вам буду диктовать выражения, а вы у себя в тетрадях через запятую будете записывать ответы:
- частное чисел 900 и 900, 600 и 1
- произведение чисел 37 и 10, 700 и 0,
-разность чисел 1000 и 600, 900 и 890
- сумму чисел 408 и 30,
- долю от числа ¼ от 360, ½ от 1000
-Давайте проверять. У меня есть карточки с ответами и буквами. Если мы сделаем всё верно и расположим эти карточки, то можем узнать часть темы нашего урока.
( Учитель расставляет карточки с ответами на доске).
1,600,370,0,400,10,438,90,500.вразнобой
-Какая будет первая?
( дети поочерёдно прикрепляют карточки на полоску)
- Так с чем же мы будем работать сегодня на уроке?
(Умножение.)
-Да, мы продолжаем открывать секреты этого действия.
4. Физкультминутка.
- Я буду показывать примеры примеры, а вы числом движений дадите
ответ.
Столько раз ногою топнем - 12 : 3,
Столько раз руками хлопнем - 20 : 4,
Мы присядем столько раз - 21 : 7,
Мы наклонимся сейчас - 18 : 9,
Мы подпрыгнем ровно столько - 12 : 12.
Ай да счёт! Игра и только
- Отдохнули снова в путь,
Сесть на место не забудь!
5.Объяснение нового материала
-Посмотрите на доску.
-Как решить данный пример? (представить суммой)
-По какому правилу следуем дальше? Умножение суммы на число.
-Как умножить сумму на число?( Умножить на число каждое слагаемое, а полученные результаты сложить.)
423 • 2 = (400 + 20 + 3) • 2 = 400•2 + 20•2 + 3•2 =
800 + 40 + 6 = 846
-Какой результат получили?
- Удобна такая запись?
-Решение этого примера можно записать по-другому.
- Кто догадался, как?
- Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак «×».
- Исходя из всего вышеизложенного, скажите, какая тема сегодняшнего
урока?
- Чему мы должны научиться на уроке? Кто уже догадался, какая цель нашего урока? (Научиться умножать трёхзначное число на однозначное)(Открывается тема)
5. Работа в парах
–Попробуйте в паре решить данный пример в столбик, составить алгоритм решения и рассказать, как вы решали:
- А чтобы вам было легче, на доске уже есть подобный пример решения столбиком и слова помощники. (332х3),(на доске слова помошники)
423х2
Обсуждение
-Сформулируйте алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.
6. Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное
Запишем второй множитель под первым, единицы под единицами;
умножаем единицы,записываем под единицами ;
умножаем десятки ,записываем под десятками ;
умножаем сотни, записываем под сотнями
читаем ответ:
Проверим наши предположения с выводами ученых в учебнике с.82
-Правы ли мы были?
Прочитаем алгоритм
7. Упражнение на первичное закрепление
-Применим наш алгоритм .Выполним задание 1 на стр. 82.
1 столбик у доски с комментированием, 2 столбик решают девочки, а третий мальчики
самостоятельно с последующей проверкой.
Самопроверка. На доске
- Кто не сделал ошибок поднимите зеленый светофор, у кого 1 –желтый, у кого больше -красный?
8. Проверка знаний учащихся. Тестирование.

- У вас на столах лежат тесты. Отметьте знаком "плюс" в третьем столбике, если умножение выполнено верно, знаком "минус" - неверно.
- Результаты выполненной работы проверим (на доске)
- Покажите мне свои результаты сигнальными карточками.
9. Работа по учебнику.
Решение задачи.
Стр.83 №4( у доски)
-На какое правило эта задача? Скорость ,время, расстояние.
-О чём говорится в задаче?
-Какое расстояние проехала электричка? За какое время?
-Какое расстояние проехала лодка? За какое время?
-Каков вопрос задачи?
-Что надо знать ,что бы ответить на этот вопрос?
-Можем ли мы узнать скорость электрички?
-Что для этого надо сделать?
-Можем ли узнать скорость лодки?
-Что для этого нужно сделать?
-Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
-Каким будет следующее действие?
10.. Итог урока. Рефлексия.
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и
отлично поняли новую тему урока, поднимите круг зелёного цвета.
Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и
активнее, поднимите круг жёлтого цвета.
Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь
учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите круг
красного цвета.
11. Домашнее задание.
С.83 №8,9