"Умножение многочлена на многочлен"
Учитель математики Абрамова Т.С.
Класс: 7
Предмет: алгебра
Цели урока
Образовательные:
Получение знаний о правиле умножение многочлена на многочлен, формирование навыков применения данного правила при решении упражнений.
Развивающие:
Развитие логического мышления через операции аналогии, сопоставления и обобщения, поиск нового, развитие творческого отношения к предмету, коммуникативных способностей учащихся при работе в группе.
Воспитательные:
Воспитание инициативности, самостоятельности, самоконтроля, умения слушать друг друга.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: урок введения новых знаний, с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Алгебра 7». Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Москва «Просвещение».2010г.
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, плакаты
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин)
Учитель: Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Для совместной работы нужна взаимовыручка, взаимоподдержка, умение слушать друг друга, умение принять точку зрения другого. Надеюсь, ваша совместная работа, сегодня на уроке, будет именно такой.
II. Открытие новых знаний. (15 мин)
1. На доске (слайде) записаны следующие выражения:
1)х(2х+у) ,
2)(2х+5у)-(3х-2у) ,
3) (4а-5в)+(3в -8а),
4)(х+у)(х-у),
5)( 2х +1)(х2 – 7х – 3)
6)(2ху+3)(4-ху).
Учитель: Посмотрите на выражения. Что вы можете сказать о них? Что это за выражения? (Одночлены и многочлены.)
- Какие действия вы можете уже выполнять с этими выражениями?
- Какие задания вам еще не знакомы? (Умножить многочлен на многочлен.)
- Значит, какова тема нашего урока? (Умножение многочленов).
- Записываем тему на доске и в тетрадях.
- Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня?
Обсуждение и запись в тетради. Командам выдаются листы с заданиями.
1 команда.
Рассмотрите произведение многочленов: (a+b)(c+d).
Введите новую переменную c+d=m.
По правилу умножения одночлена на многочлен получите:
(a+b)(c+d)=(a+b)m=am+bm.
Вернитесь к исходным переменным
=a(c+d)+b(c+d)=
Еще раз воспользуйтесь правилом умножения одночлена на многочлен:
= ac+ad+bc+bd.
Запишите короче: (a+b)(c+d) = ac+ad+bc+bd.
Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо______________________________________________________________________________________________________________________________
2 команда.
Вам дан прямоугольник ABCD, составленный из четырех малых прямоугольников со сторонами a,b,c,d.
Выразите стороны прямоугольника ABCD через a,b,c,d:
AB=______;
AD=______.
SABCD=____________.
С другой стороны, SABCD=S1+S2+S3+S4.
Заменим
S1=ad;
S2=______;
S3=______;
S4=______.
Получим
(a+b)(c+d)=___________.
Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо________________________________________________________________________________________________________________________________
/Выслушать выступления команд, оценить их работу/
Учитель: Ребята, а вы знаете, что рассмотренный способ 2 команды – был выведен великим греческим математиком Евклидом в трактате «Начала» (3 век до н.э.)
Учитель: Ребята, существует еще один способ умножения многочлена на многочлен – умножение столбиком. Рассмотрим его вместе.
1) Вспомните, как вы умножали числа столбиком:
X 234
24
+936
468
5616
2) Выполните также умножение многочленов:
x2x2+3x+4
2x+4
+8x2+12x+16
4x3+6x2+8x____
4x3+16x2+20x+16
3. a + b
*
c + d
ac + ad
+ bc + bd
ac + bc + ad + bd
В результате умножения получим многочлен (4 слагаемых).
Учитель:
- Итак, ребята! Что нужно сделать, чтобы умножить многочлен на многочлен. Откроем учебники на стр. 136 и прочитаем правило умножения многочлена на многочлен.
Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно умножить каждый член одного многочлена поочерёдно на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
- Составим теперь схему правила «умножение многочлена на многочлен» группой на местах из геометрических фигур. /У каждой группы на столах вырезанные геометрические фигуры /
III. Закрепление (13 мин)
Работа по карточкам. Задания а) рассматриваются с учителем, б) выполняются учащимися на доске, в) - самостоятельно.
Карточка №1 а) (x+а)(y+b) б) (x+t)(y+p) в) (x+3)(p+2) | Карточка №2 а) (x-a)(y+b) б) (a-b)(x+y) в) (y-1)(x+8) |
Учитель: Попробуем дать полный алгоритм умножения многочленов:
1 шаг: каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена;
2 шаг: найти произведения полученных одночленов;
3 шаг: привести подобные слагаемые;
4 шаг: полученный многочлен записать в стандартном виде.
Физкультминутка:
– Учитель называет числа, например, 25(дети топают) , 30(надо топать, хлопать и качать головой), 27, 100, 71, 58, 12, 65/2мин
Если число чётное - мы все дружно хлопаем,
Если делится на пять - мы все вместе топаем,
Если делится на три - покачаем головой / вправо-влево
4. Учитель: Когда я готовилась к этому уроку, составила примеры для каждой группы. Решила, и допустила ошибки.
- Я предлагаю провести исследование моих решений. Каждая группа получает листы с заданием.
Задание для 1-й группы: (2а-1)(3а+2)=6а2-3а+4а+2=6а2+а+2;
Задание для 2-й группы: (3х-2)(3х-1)=9х2-6х-3х-2=9х2-9х-2
/Если группа находит ошибку, обводит ее карандашом. Затем от каждой группы выходит представитель и поясняет где, по их мнению, нарушен алгоритм./
5. Выполнение задания у доски и в тетрадях № 680 (а, б), №683 (а) IV. Проверка усвоенных знаний (7 мин) Тест Выбрать ответы и подписать их к соответствующим произведениям многочленов. Е 2a²-7a-4 (a-4)∙(a+1) С 6y²+y-2 (2y-1)∙(3y+2) П x²+11x+30 (x+6)∙(x+5) У a²-3a-4 (a-4)∙(2a+1) Х -y²+10y-16 (2-y)∙(y-8) Проверяется правильность выполнения теста. Если правильно выбрали ответы то, в квадратах появиться слово - УСПЕХ V. Подведение итога урока (1 мин) – С какой новой операцией мы познакомились? – Что необходимо знать для безошибочного выполнения данной операции? На оценочных листах учащиеся выставляют среднюю оценку за работу на уроке. VI. Домашнее задание: п. 29, прочитать до примера 2, учить правило, стр. 136-137, №679; №681, стр. 138 (1мин) VII. Рефлексия (1 мин) Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху приведут! Ребята, сегодня на уроке вы работали группой. И, надеюсь, убедились, вместе работать веселее и интереснее. И как бы ни был труден путь к знаниям, вместе его преодолеть легче!!! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. Ваше мнение об уроке (ребята выбранный смайлик кладут в корзинку) |
VIII. Резерв.
Игра «Домино». Слайд.
Игра начинается с карточки, в которой одно из полей пустое.
ab-10a-7b+70 | ab-10a-7b+70 |
Приложение 1
Задания для исследования
Вам дан прямоугольник ABCD, составленный из четырех малых прямоугольников со сторонами a,b,c,d. Выразите стороны прямоугольника ABCD через a,b,c,d: AB=______; AD=______. SABCD=____________. С другой стороны, SABCD=S1+S2+S3+S4. Заменим S1=ad; S2=______; S3=______; S4=______. Получим (a+b)(c+d)=___________. Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо_______________________________________________________________________________________________________________________ | Вам дан прямоугольник ABCD, составленный из четырех малых прямоугольников со сторонами a,b,c,d. Выразите стороны прямоугольника ABCD через a,b,c,d: AB=______; AD=______. SABCD=____________. С другой стороны, SABCD=S1+S2+S3+S4. Заменим S1=ad; S2=______; S3=______; S4=______. Получим (a+b)(c+d)=___________. Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо____________________________________________________________________________________________________________________ |
Рассмотрите произведение многочленов: (a+b)(c+d). Введите новую переменную c+d=m. По правилу умножения одночлена на многочлен получите: (a+b)(c+d)=(a+b)m=… Вернитесь к исходным переменным и еще раз воспользуйтесь правилом умножения одночлена на многочлен: =a(c+d)+b(c+d)= Запишите короче: (a+b)(c+d) = ac+ad+bc+bd. Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо______________________________________________________________ | Рассмотрите произведение многочленов: (a+b)(c+d). Введите новую переменную c+d=m. По правилу умножения одночлена на многочлен получите: (a+b)(c+d)=(a+b)m=… Вернитесь к исходным переменным и еще раз воспользуйтесь правилом умножения одночлена на многочлен: =a(c+d)+b(c+d)= Запишите короче: (a+b)(c+d) = ac+ad+bc+bd. Продолжите правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, надо____________________________________________________________ |