Личностные УУД — умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор |
Личностный результат | «Расшифровка» личностного результата |
Ценность Родины | Л-1.1 Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (ее многонационального народа). Л-1.2 Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. Л-1.3 Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. Л-1.4 Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны. Л-1.5 Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. Л-1.6 Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению. |
Ценность образования | Л-2.1 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-2.2 Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к этим интересам. Л-2.3 Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-2.4. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. |
Ценность целостного мировоззрения | Л-3.1 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта. Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. |
Ценность толерантности | Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям. Л-4.2. - взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; - учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; - при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, - учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок. |
Ценность социализации | Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация). Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-5.3. Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. Л-5.5. По мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.). Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права. Л-5.7. Учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.). Л-5.8. В процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. |
Ценность добра и красоты | Л-6.1. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Л-6.2. Различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного». Л-6.3. Стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям; Л-6.4. Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения. Л-6.5. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми. |
Ценность здоровья | Л-7.1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Л-7.2. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья — своего, а также близких людей и окружающих. Л-7.3. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. |
Ценность природы | Л-8.1. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Л-8.2. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Л-8.3. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Л-8.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Л-8.5. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. |
Ценность семьи | Л-9.1. Учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье, не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших. Л-9.2. Учиться в своей роли (ребенка-подрост- ка) предотвращать и преодолевать семейные конфликты; Л-9.3. Осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей. |
Самооценка и самоопределение | Л-10.1. Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки. Л-10.2. Учиться - замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества). Л-10.3. Учиться разрешать моральные противоречия. Решать моральные дилеммы при выборе собственных поступков; в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов. Л-10.4. Объяснять оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Л-10.5. Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место. Л-10.6. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (нравственных, гражданско-патриотических, ценностях разных групп). Л-10.7. Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами). Л-10.8. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития — выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.). Л-10.9. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. |
Личностный результат | «Расшифровка» личностного результата |
Умение извлекать информацию | П-1.1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии. |
Умение делать предвар. отбор источников информ.для поиска нового | П-2.1. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. П-2.2. Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |
Умения добывать знания | П-3.1. Умение наблюдать, читать, слушать |
Умение перерабатывать информацию | П-4.1. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. П-4.2. Умение применять смысловое чтение. |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя | П-5.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. П-5.2. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. П-5.3. Умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы,конспект. |
Личностный результат | «Расшифровка» личностного результата |
Умение определять и формулировать цель деятельности | Р-1.1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Р-1.2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р-1.3. Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно. |
Умение составлять план действия по решению проблемы(задачи) | Р-2.1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Умение осуществлять действия по реализации плана | Р-3.1. Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р-3.2. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Р-3.3. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Р-3.4. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его | Р-4.1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Р-4.2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления оценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |