Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей . Поэтому нужно знать, что такое УУД .
Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.
План урока:
1 Что это такое?
2 Структура УУД
3 Регулятивные
4 Личностные
5 Познавательные
6 Коммуникативные
Что это такое?
Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.
Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.
А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия? О, друзья, здесь не все так просто. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.
Структура УУД
Дело в том, что все УУД можно разделить на четыре группы:
Регулятивные.
Личностные.
Коммуникативные.
Познавательные.
Ну вот, разделили. Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.
Регулятивные
Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
ставить цель;
давать оценку;
планировать свою деятельность;
делать прогнозы;
корректировать свои действия.
Легче все это понять на примере.
Мальчик Вася готовится к экзаменам.
Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?
Поставить цель. Цель Васи – пятерка на экзамене.
Оценить ситуацию. Вася оценивает свои знания и понимает, что плохо знает большинство тем предмета.
Прогнозирование. Вася дает свой прогноз – если он не будет учить темы, то пятерки ему не видать, если будет учить, то и пятерка будет.
Планирование. План у Васи такой – каждый день, он будет повторять по три темы.
Коррекция. До экзамена остается 10 дней, а в учебнике 40 невыученных тем. Вася понимает, что если он будет учить по три темы в день, то цель не будет достигнута. Он корректирует свои действия, начиная изучать по 4 темы в день.
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Личностные
Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:
понимать себя самого;
понимать людей;
видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
сострадать;
определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.
А, во-вторых, в школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики».
Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио. Личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.
Познавательные
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.
Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:
Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.
Коммуникативные
Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
ведение диалога;
высказывание своей точки зрения;
защита своей точки зрения;
выслушивание чужого мнения;
разрешение конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.
Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.
А в семьях — ссор и скандалов.
Было бы меньше несчастных людей.
Согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье.
И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео.
Универсальные
учебные
действия по ФГОС
Хамавова Р.М.