Употребление имен существительных, прилагательных, числительных в речи.
1. Определите род существительных и согласуйте с ними прилагательные.
(Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри.
2. Распределите данные прилагательные по столбикам в зависимости от разряд (качественные, относительные, притяжательные).
Зимний, добрый, куриный, вечерний, ценный, честный, решительный, легкий, отцов, волчий, сильный.
3. Выпишите ошибочные варианты, допущенные при склонении числительных.
Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, около девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Частица – служебная часть речи. которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.
2) Частица – второстепенный член предложения со значением признаки предмета
2. Укажите ряд с производными предлогами.
1) насчет, в течение, вместо
2) из, по, в
3) в отличие от, до, из-за
4) в продолжение, из-под, на
3. Укажите сочинительный союз.
1) словно 2) хотя 3) потому что 4) зато
4. В каком предложении есть частица?
1) Из окон мне было видно море.
2) Даже солнце сегодня светит ярче.
3) Бабушка крепко держала меня за руку.
4) Я люблю смотреть, как падает снег.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно.
1) Он перевел деньги (на) счет в банке.
2) Изменить в) роде, числе, падеже.
3) Дождь продолжался (в) течение недели.
4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.
7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно?
1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал
2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности
3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение
4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид
8. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. (6)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому) (7) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья.
1. Из предложения 4 выпишите предлоги с существительными.
2. Напишите номер предложения с подчинительным союзом
3. Выпишите все частицы из этого текста.
4. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
Употребление глаголов и наречий в речи.
1. Распределите по столбикам глаголы 1-го и 2-го спряжения.
Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, встретить.
2. Выпишите словосочетания с переходными глаголами.
Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, препятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту.
3. Укажите наклонение глагола.
Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы.
4. Определите разряд наречий.
Вскачь, по-дружески, утром, далеко, мало-помалу, ночью, назло, нарочно, вглубь, вширь, невиданно, сдуру, внушительно, высоко, взволнованно, черным-черно.
образа действия | меры и степени | места | времени | причины | цели |
| | | | | |