Здравствуйте, садитесь. Давайте настроимся на урок, будем максимально сконцентрированы. Сегодня мы продолжаем работать с такой частью речи, как предлог. Сегодня мы узнаем много нового, поэтому прошу быть внимательными. Прошу вас не открывать учебники. На слайде вы можете увидеть словосочетания, но предлоги куда-то пропали. Вам нужно списать эти словосочетания и вставить предлоги. (2 минуты) Идти в школу – прийти из школы еду в Москву - возвращаюсь из Москвы пойти на рынок - прийти с рынка ехать на Кавказ - возвращаться с Кавказа пошел в цирк - вернулся из цирка Давайте проверим, что вы записали. Дима, зачитай первую пару словосочетаний. (так зачитываем все словосочетания, если есть вариации в написании – говорим о них.) Вы заметили какую-то закономерность в использовании предлогов? - в=из, на=с Верно! Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами. Всего начитывают более 200 предлогов. Они занимают 4-е место по частотности употребления. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? -употребление предлогов Да! давайте запишем число и тему в тетрадях. Сегодня двадцать второе февраля. Употребление предлогов. Какие цели мы можем поставить себе на этот урок? -научиться правильно употреблять предлоги в нашей речи и на письме. Правильно! На нашем уроке мы будем говорить об употреблении предлогов, познакомимся с однозначными и многозначными предлогами. Давайте сейчас поработаем со словосочетаниями и определим падеж существительных. Записываю на доске словосочетания, определяем падеж вместе с классом. В деревне – п.п, в Москву – в.п, с дороги – р.п, на площадь – в.п, на поезде – п.п, за лесом – т.п, за школу – в.п, с отцом – т.п, с окна – р.п, под рубашку – в.п. Какой вывод мы можем сделать из этого задания? -некоторые предлоги употребляются с разными падежами. Да! такие предлоги называются многозначными. А следовательно однозначные…? -употребляются только с одним падежом. Верно! На слайде вы можете увидеть какие предлоги с какими падежами употребляются. Теперь рассмотрим с вами трудные случаи в употреблении предлогов. Обратим внимание на слайд. Дело в том, что в значении «после чего-либо», «по приезде» в значении «после приезда», предлог «по» требует употребления существительного в предложном падеже (о ком? о чем?) Давайте придумаем с этими словосочетаниями предложения и запишем их в тетрадь. Еще раз обращаю ваше внимание на слова в рамочке на стр. 140. Благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор – используются с существительным только в Дательном падеже (кому? чему?) Сейчас мы с вами выполним упражнение 332. Соня, прочитай задание. (читает задание) Один человек записывает на доске, комментируя свое написание, все остальные в тетради. (на одно предложение – один человек) Поступить по окончании школы, встретиться по прибытии, обсудить по возвращении, вход по предъявлении пригласительного билета, сообщить по окончании передачи, поговорить по приезде домой. Нам необходимо встретиться по прибытии и обсудить важное мероприятие. Данные словосочетания характерны чаще всего для официально-делового стиля. Все молодцы! Теперь первый ряд составляет предложение с предлогом вопреки, второй – согласно, третий – благодаря. На выполнение даю вам пару минут. Слушаю по несколько человек с каждого ряда. Как будет правильно сказать? По окончании урока или по окончанию урока? -по окончании По состоянии здоровья или по состоянию здоровья? -по состоянию Прийти из или со школы? Аргументируйте свой ответ -из школы Выйти с или из помещения? -из помещения Пришел с или из театра? -из театра. Молодцы! Сейчас мы снова обратимся к учебнику и выполним упражнение 333. Рядом с этим упражнением рамочка. Что она нам показывает? -многозначность предлогов с и по. Показывает, с какими падежами употребляется. Давайте приступим к выполнению задания. Ева, прочитай задание. (читает задание) Выполняем его, как и 332. Один человек у доски, все остальные в тетради. Ошибиться по невнимательности – д.п Ошибиться по рассеянности – д.п Ошибиться по небрежности – д.п Отсутствовать по болезни – д.п Отсутствовать по уважительной причине – д.п. Поступить по окончании школы – д.п Сойти с лошади – р.п Сбежать с лестницы – р.п Встретиться с товарищем – т.п Войти в воду по колено – в.п Войти в воду по пояс – в.п Птица размером с воробья – в.п Птица размером с голубя – в.п. У всех в тетрадях так же? Есть вопросы? Сейчас я раздам вам листки с таблицей. В ней есть столбцы: предлог, падеж, пример. Начинайте заполнять. Если есть вопросы поднимайте руку. (если не успевают доделать таблицу, она остается на дз. Если успевают, сдают ее и достаем листки с впр и вставляем буквы на месте пропусков.) Чему мы сегодня научились на уроке? Что узнали нового? - узнали, как правильно употреблять в речи предлоги в-из, на-с. -узнали про многозначные и однозначные предлоги Что-то было трудным для вас? -нет Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 53, упражнение 336. Всем спасибо за урок! |