Ι. Самоопределение к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
III.Выявление места и причины затруднения
IV. Построение проекта выхода из затруднения
V.Реализация построенного проекта
VI. Самостоятельная работа
VII.Рефлексия
VIII. Итог урока
IХ.Домашнее задание
| - Урок начинать нам с вами пора Какие скажем друг другу слова? - Здравствуйте, ребята, Видеть я вас очень рада. – Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Платье новое – Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт. А костюм – наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке висит. – Какими словами играет поэт? – Что эти слова означают в тексте? – А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? -В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу. – Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок. (одежда, костюм, платье) – Что общего между словами платье и платок? Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например, «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) - В каком значении употребляется слово плат? или «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок). Как вы запомните правописание слов платок, платье? 2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам: х х х Прил. – платок платок – сущ. Глагол – платок (учитель обращает внимание на осанку детей) Мотивирующий приём. Послушайте стихотворение Ю. Вронского и попробуйте подобрать к нему название (Упр. 147) Завести велели мне Я согласен даже не Новые привычки: Рисовать на карте! Никогда девчонок не И согласен даже не Дёргать за косички! Танцевать на парте! Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне Драться за обедом! Никаких упрёков, На уроках больше не Если даже я и не Говорить с соседом! Выучу уроков. – Как вы думаете почему? – Что же обозначает это слово? – Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока Запись темы на доске. – Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? 1. Наблюдение над употреблением частицы не. Упр. 360. – Прочитайте предложения. В чём разница между ними? – Почему изменился смысл предложения? Запись на доске: Читал – не читал Любит – не любит – Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? – Что же придаёт отрицательный смысл? За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица». 2. Чтение правила в рамке учебника на с. 112. Вывод Вопросы после чтения. – Как называется новое слово не? – Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете? – К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? – Какую роль выполняет она в речи? – Сколько в тексте правила частей? О чём 1-я часть? О чём 2-я часть? – Как пишется частица не с глаголами? Как обозначается орфограмма? 3. Рассказ учителя. Творческое задание. – Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. – Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения». Дети словесно рисуют т.е придумывают предложения. Работа в учебнике. 1. Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль. а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо. – Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом? – Какое значение вносит частица не? А сейчас попробуйте составить пословицы самостоятельно. 1.за деньги Здоровье купишь не 2.не Ложь человека красит 3.маслом не Кашу испортишь 4. Шило мешке в утаишь не б) Запись пословиц по вариантам. - Итак, я надеюсь, что вы запомнили правописание частицы не с глаголами. Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е слова которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно. НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ. -Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно? -Написание этих глаголов вы должны запомнить. 3. Упр. 363 – самостоятельная работа. (Особое внимание нужно обратить на обозначение орфограммы – не с глаголами) - Ребята, а кто сегодня собой гордится? Почему? Есть такая пословица: НЕ хвали себя сам, пусть люди похвалят. -Кого бы вы похвалили за работу на уроке? Почему? - А какие знания вы приобрели сегодня на уроке русского языка? Что нового узнали? 1. Упр. 7, с. 119. 2. Нарисуйте иллюстрацию к правилу (по желанию). | -Здравствуйте Дети открывают рабочие тетради и записывают дату
-Подходит к фигуре по цвету, фасону. -Нет
Высказывание детей
Дети составляют словосочетания и записывают в тетрадь
Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок
Высказывание детей - НЕ с глаголами
Высказывание детей
-Противоположное -Слово не.
Частица, отрицательная частица не -Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не (дети читают правило и высказывают свое мнение) -Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
Работа в парах
Дети объясняют значение пословиц
(используется интерактивная доска)
Запись пословиц 1.Здоровье за деньги не купишь. Кашу маслом не испортишь. Ложь человека не красит. Шило в мешке не утаишь.
ети высказывают свое мнение. - Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой. Дети высказывают своё мнение
Дети называют имена детей, которых можно похвалить за урок и объясняют почему? |
Познавательные УУД 1.Выявлять сущность, особенности объектов
Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Личностные УУД 1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД 1.Прогнозировать предстоящую работу.
Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД 1.Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные УУД 1. На основе анализа объектов делать выводы
|