СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Управление познавательной деятельностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педсовет на тему:"Управление познавательной деятельностью"

Просмотр содержимого документа
«"Управление познавательной деятельностью"»

МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №10 ГОРОДА ДОНЕЦКА» УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ   Подготовила: Архипенко Е. Д., учитель начальных классов

МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №10 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Подготовила: Архипенко Е. Д.,

учитель начальных классов

Он (ребенок) солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Джон Дьюин

Он (ребенок) солнце,

вокруг которого

вращается весь

педагогический процесс.

Джон Дьюин

          Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.  Задачи: Обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока. Выявить методические, педагогические и психологические основания для управления современным процессом обучения. Вооружить участников методами овладения соответствующими знаниями. Выявить практические затруднения педагогов в вопросах управления познавательной деятельностью на уроке и выстроить механизмы их преодоления.

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.

Задачи:

  • Обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока.
  • Выявить методические, педагогические и психологические основания для управления современным процессом обучения. Вооружить участников методами овладения соответствующими знаниями.
  • Выявить практические затруднения педагогов в вопросах управления познавательной деятельностью на уроке и выстроить механизмы их преодоления.
          Основная идея Педагогического Совета:  «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».

Основная идея Педагогического Совета:

«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».

 гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
 Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками.  Управление необходимо на любом этапе урока.  Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками.

Управление необходимо на любом этапе урока.

Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Средства включения учащихся  в активную УПД: учебное содержание методы и методические приёмы формы организации ПД учащихся.

Средства включения учащихся в активную УПД:

  • учебное содержание
  • методы и методические приёмы
  • формы организации ПД учащихся.

Условия эффективности

управленческого воздействия

Условия обеспечения эффективности обучения школьников

Совместная работа хорошо спланирована и организована.

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности.

Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы.

Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению.

Мотивационная направленность обучения.

Социально – психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы.

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях.

Контакт между учителем и учащимися.

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят.

Профессиональные контакты между педагогами.

Осуществление межпредметных связей в обучении.

Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.  Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников. Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.
  • Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
  • Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
  • Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
  • Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.
Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных ЗУНов. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, измененной и новой ситуации. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей. Специально спланированная работа по формированию надпредметных способов учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Создание условий для проявления каждым учеником самостоятельности. Дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему). Использование «психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий».
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных ЗУНов.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, измененной и новой ситуации.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
  • Специально спланированная работа по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Создание условий для проявления каждым учеником самостоятельности.
  • Дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему).
  • Использование «психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий».
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия - наука ) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия - наука ) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Технология –  функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР) Психологический аспект школьной педагогической технологии:  Ц – цели обучения и воспитания, их психологическая структура;  О – набор операций по достижению этих целей;  К – психологические характеристики педагогов, реализующих эти цели;  Р – психологические характеристики учащихся;  СР – средства, используемые при выполнении определенных операций;  ПР – принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются  цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции  по достижению этих целей.

Технология функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР)

Психологический аспект школьной педагогической технологии:

Ц – цели обучения и воспитания, их психологическая структура;

О – набор операций по достижению этих целей;

К – психологические характеристики педагогов, реализующих эти цели;

Р – психологические характеристики учащихся;

СР – средства, используемые при выполнении определенных операций;

ПР – принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются

цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции

по достижению этих целей.

восприятие → запоминание → сохранение → воспроизведение  → интерпретация полученных знаний

восприятие

запоминание

сохранение

воспроизведение

интерпретация полученных знаний

воспроизводящая   учащийся должен научиться воспроизводить   при необходимости полученные знания или умения интерпретирующая   имея некоторые знания, необходимо научиться   трактовать их в новых учебных условиях,   отталкиваясь от привычных образцов творческая активность   учащийся, который не только усваивает связи   между предметами и явлениями, но и пытается   найти для этой цели свой новый способ  (по Т. И. Шамовой)

воспроизводящая

учащийся должен научиться воспроизводить

при необходимости полученные знания или умения

интерпретирующая

имея некоторые знания, необходимо научиться

трактовать их в новых учебных условиях,

отталкиваясь от привычных образцов

творческая активность

учащийся, который не только усваивает связи

между предметами и явлениями, но и пытается

найти для этой цели свой новый способ

(по Т. И. Шамовой)

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)

РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Степень включенности учащегося

ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ

в процесс обучения

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Нулевой Относительно активный Исполнительно – активный Творческий
  • Нулевой
  • Относительно активный
  • Исполнительно – активный
  • Творческий
Основание для классификации Методический подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой) Степень включенности учащегося НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога в процесс обучения состояние комфортности → открытости → отсутствие страха → → чувство уверенности → ожидание встречи с данным педагогом → → ожидание уроков, которые ведет этот учитель

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса

(по Т.И Шамовой)

Степень

включенности учащегося

НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

в процесс обучения

состояние комфортности → открытости → отсутствие страха →

чувство уверенности → ожидание встречи с данным педагогом →

ожидание уроков, которые ведет этот учитель

Основные приемы, помогающие наладить атмосферу эмоционального комфорта - «эмоциональные поглаживания»: -Проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую эмоциональную атмосферу.  - обращаться к ученику только по имени; - не скупиться на похвалу и одобрение; - сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий; - при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку; акцентировать позитивное построение фраз «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов («Прекратить шум!)…  не предлагать заданий , требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.

Основные приемы, помогающие наладить атмосферу эмоционального комфорта - «эмоциональные поглаживания»:

-Проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую эмоциональную атмосферу.

- обращаться к ученику только по имени;

- не скупиться на похвалу и одобрение;

- сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

- при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

  • акцентировать позитивное построение фраз «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов («Прекратить шум!)…
  • не предлагать заданий , требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.
Основание для классификации Методический подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ (по Т.И Шамовой) Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ Степень включенности учащегося Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу в процесс обучения СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса

РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

(по Т.И Шамовой)

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Степень включенности учащегося

Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

в процесс обучения

СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Относительно активный уровень

Относительно активный уровень

Показатели динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский: - стабильное посещение урочных и внеклассных занятий; - охотное вступление в диалог с учителем; - чтение дополнительной литературы по предмету; - восприятие нестандартных учебных ситуаций.

Показатели динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский:

- стабильное посещение урочных и внеклассных занятий;

- охотное вступление в диалог с учителем;

- чтение дополнительной литературы по предмету;

- восприятие нестандартных учебных ситуаций.

Основание для классификации Методический подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой) ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ Степень включенности учащегося в процесс обучения Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения Основные приемы , стимулирующие учащихся на исполнительно-активном уровне: все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации , которые создаются на уроках.

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)

ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения

Основные приемы , стимулирующие учащихся на исполнительно-активном уровне: все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации , которые создаются на уроках.

Исполнительно – активный уровень

Исполнительно – активный уровень

Основание для классификации Методический подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой) ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Степень включенности учащегося в процесс обучения Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Творческий уровень

Творческий уровень

Этап Педагогическая задача 1. Мотивационно-целевой Сформулировать мотив достижения; 2. Организационный настроить на успешное выполнение задания Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом 3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Этап

Педагогическая задача

1. Мотивационно-целевой

Сформулировать мотив достижения;

2. Организационный

настроить на успешное выполнение задания

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

3. Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;

обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Этап Педагогическая задача 1.Мотивационно-целевой Сформулировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания Дифференциация учащихся Деятельность учителя Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Настроить ученика на то, что данное задание выполнимо и по силам Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода Нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода Поддержать побуждение к работе Варианты мотивов достижения (успеха, результата) : - стремление решать интересные задачи; - попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; - рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей; - установить новые контакты в ходе выполнения.

Этап

Педагогическая задача

1.Мотивационно-целевой

Сформулировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Настроить ученика на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода

Поддержать побуждение к работе

Варианты мотивов достижения (успеха, результата) :

- стремление решать интересные задачи;

- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;

- установить новые контакты в ходе выполнения.

Этап Педагогическая задача 2. Организационный Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом Дифференциация учащихся Деятельность учителя Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Этап

Педагогическая задача

2. Организационный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Этап Педагогическая задача 3. Итоговый Дифференциация учащихся Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности Результат, адекватный усилиям Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки Деятельность учителя Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций Результат, не адекватный усилиям Эмоционально одобрение и установка на дальнейшую успешную работу Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Этап

Педагогическая задача

3. Итоговый

Дифференциация учащихся

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;

обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Деятельность учителя

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Результат, не адекватный усилиям

Эмоционально одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: - организуется на всех этапах учебного процесса; - усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных способностей учащихся, что находит  свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником; - формирует у ребенка положительные эмоции → чувство успеха →  эмоции радости → удовлетворение, вызванное преодолением  трудностей → осознание недостаточности уровня своих знаний,  умений → формирование устойчивой потребности в самообразовании.  Из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.

Ситуация успеха только тогда становится действенным средством

оптимизации образовательного процесса, когда она:

- организуется на всех этапах учебного процесса;

- усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

  • реализуется с учетом индивидуальных способностей учащихся, что находит

свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;

- формирует у ребенка положительные эмоции → чувство успеха →

эмоции радости → удовлетворение, вызванное преодолением

трудностей → осознание недостаточности уровня своих знаний,

умений → формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе

уверенность, обрести себя как личность.

Развитие познавательной активности учащихся через  внедрение новых образовательных технологий Требования к педагогу:  должен обладать высокой эрудицией,  должен владеть диалектическим мышлением,  должен обладать высокой информационной культурой.  должен обладать высокой эрудицией,  должен владеть диалектическим мышлением,  должен обладать высокой информационной культурой. Профессионализм и педагогическое мастерство педагога =  владение предметом (что само по себе несомненный показатель квалификации) + умение организовать учебную деятельность и управлять ею

Развитие познавательной активности учащихся

через внедрение новых образовательных технологий

Требования к педагогу:

  • должен обладать высокой эрудицией, должен владеть диалектическим мышлением, должен обладать высокой информационной культурой.
  • должен обладать высокой эрудицией,
  • должен владеть диалектическим мышлением,
  • должен обладать высокой информационной культурой.

Профессионализм и педагогическое мастерство

педагога

=

владение предметом

(что само по себе несомненный показатель квалификации)

+

умение организовать

учебную деятельность

и

управлять ею

Название

Проблемное

Цель

Сущность

обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Модульное

Развивающее

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Механизм

обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки

Развитие личности и ее способностей

обучение

Технология

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Дифференцированное

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам

Интегрированного

Приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества

Интерактивное

обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика

Стремление к созданию интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира

обучения

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

обучение

Организация активности обучаемых

Игровое обучение

Соединение в единое целое целей, задач, дидактических единиц содержания

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

Методы индивидуального обучения

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений

Методы активного обучения

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

ТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ  В ГРУППАХ Формы организации познавательной деятельности учащихся. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Изучение уровня владения учителями школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности. Способы создания проблемных ситуаций и виды дифференцированной помощи. Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.

ТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  • Формы организации познавательной деятельности учащихся.
  • Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Изучение уровня владения учителями школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности.
  • Способы создания проблемных ситуаций и виды дифференцированной помощи.
  • Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ ГРУПП

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГРУПП

Считать обязательным использование управленческих знаний при планировании и организации урока. Продолжить работу по теме педсовета, осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся. Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Строго учитывать в работе индивидуальные особенности ученика. Найти возможность применения системно-деятельностного подхода на всех уроках и этапах обучения.
  • Считать обязательным использование управленческих знаний при планировании и организации урока.
  • Продолжить работу по теме педсовета, осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
  • Строго учитывать в работе индивидуальные особенности ученика.
  • Найти возможность применения системно-деятельностного подхода на всех уроках и этапах обучения.
Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков. Адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета. Провести заседание МО на тему «Приемы стимуляции познавательной активности учащихся», на котором обобщить опыт работы и методические находки учителей-предметников. По результатам работы провести семинар-практикум в активной, творческой форме. Продумать возможность включения межпредметной проектной деятельности в учебный план. Организовать обучение учителей на курсах повышения квалификации по теме: «Организация проектной деятельности».
  • Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков. Адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета.
  • Провести заседание МО на тему «Приемы стимуляции познавательной активности учащихся», на котором обобщить опыт работы и методические находки учителей-предметников. По результатам работы провести семинар-практикум в активной, творческой форме.
  • Продумать возможность включения межпредметной проектной деятельности в учебный план.
  • Организовать обучение учителей на курсах повышения квалификации по теме: «Организация проектной деятельности».
СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ  И  ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!