МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №10 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Подготовила: Архипенко Е. Д.,
учитель начальных классов
Он (ребенок) солнце,
вокруг которого
вращается весь
педагогический процесс.
Джон Дьюин
Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.
Задачи:
- Обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока.
- Выявить методические, педагогические и психологические основания для управления современным процессом обучения. Вооружить участников методами овладения соответствующими знаниями.
- Выявить практические затруднения педагогов в вопросах управления познавательной деятельностью на уроке и выстроить механизмы их преодоления.
Основная идея Педагогического Совета:
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками.
Управление необходимо на любом этапе урока.
Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Средства включения учащихся в активную УПД:
- учебное содержание
- методы и методические приёмы
- формы организации ПД учащихся.
Условия эффективности
управленческого воздействия
Условия обеспечения эффективности обучения школьников
Совместная работа хорошо спланирована и организована.
Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают
Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности.
Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы.
Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению.
Мотивационная направленность обучения.
Социально – психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы.
Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях.
Контакт между учителем и учащимися.
Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят.
Профессиональные контакты между педагогами.
Осуществление межпредметных связей в обучении.
- Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
- Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
- Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
- Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
- Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.
- Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных ЗУНов.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, измененной и новой ситуации.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
- Специально спланированная работа по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
- Мотивация учебной деятельности.
- Создание условий для проявления каждым учеником самостоятельности.
- Дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему).
- Использование «психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий».
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия - наука ) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Технология – функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР)
Психологический аспект школьной педагогической технологии:
Ц – цели обучения и воспитания, их психологическая структура;
О – набор операций по достижению этих целей;
К – психологические характеристики педагогов, реализующих эти цели;
Р – психологические характеристики учащихся;
СР – средства, используемые при выполнении определенных операций;
ПР – принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются
цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции
по достижению этих целей.
восприятие
→ запоминание
→ сохранение
→ воспроизведение
→ интерпретация полученных знаний
воспроизводящая
учащийся должен научиться воспроизводить
при необходимости полученные знания или умения
интерпретирующая
имея некоторые знания, необходимо научиться
трактовать их в новых учебных условиях,
отталкиваясь от привычных образцов
творческая активность
учащийся, который не только усваивает связи
между предметами и явлениями, но и пытается
найти для этой цели свой новый способ
(по Т. И. Шамовой)
Основание для классификации
Методический подход
(по Г.И. Щукиной)
Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)
РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Степень включенности учащегося
ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ
Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен
НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ
в процесс обучения
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога
Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу
СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ
Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)
ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ
Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях
Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ
Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения
- Нулевой
- Относительно активный
- Исполнительно – активный
- Творческий
Основание для классификации
Методический подход
(по Г.И. Щукиной)
Стадии познавательного процесса
(по Т.И Шамовой)
Степень
включенности учащегося
НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ
Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога
в процесс обучения
состояние комфортности → открытости → отсутствие страха →
→ чувство уверенности → ожидание встречи с данным педагогом →
→ ожидание уроков, которые ведет этот учитель
Основные приемы, помогающие наладить атмосферу эмоционального комфорта - «эмоциональные поглаживания»:
-Проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую эмоциональную атмосферу.
- обращаться к ученику только по имени;
- не скупиться на похвалу и одобрение;
- сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
- при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
- акцентировать позитивное построение фраз «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов («Прекратить шум!)…
- не предлагать заданий , требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.
Основание для классификации
Методический подход
(по Г.И. Щукиной)
Стадии познавательного процесса
РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
(по Т.И Шамовой)
Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен
ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ
Степень включенности учащегося
Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу
в процесс обучения
СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ
Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием
Относительно активный уровень
Показатели динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский:
- стабильное посещение урочных и внеклассных занятий;
- охотное вступление в диалог с учителем;
- чтение дополнительной литературы по предмету;
- восприятие нестандартных учебных ситуаций.
Основание для классификации
Методический подход
(по Г.И. Щукиной)
Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)
ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)
ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ
Степень включенности учащегося в процесс обучения
Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения
Основные приемы , стимулирующие учащихся на исполнительно-активном уровне: все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации , которые создаются на уроках.
Исполнительно – активный уровень
Основание для классификации
Методический подход
(по Г.И. Щукиной)
Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Степень включенности учащегося в процесс обучения
Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ
Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения
Творческий уровень
Этап
Педагогическая задача
1. Мотивационно-целевой
Сформулировать мотив достижения;
2. Организационный
настроить на успешное выполнение задания
Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом
3. Итоговый
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;
обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Этап
Педагогическая задача
1.Мотивационно-целевой
Сформулировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
Дифференциация учащихся
Деятельность учителя
Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания
Настроить ученика на то, что данное задание выполнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода
Нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода
Поддержать побуждение к работе
Варианты мотивов достижения (успеха, результата) :
- стремление решать интересные задачи;
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;
- установить новые контакты в ходе выполнения.
Этап
Педагогическая задача
2. Организационный
Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом
Дифференциация учащихся
Деятельность учителя
Учащиеся, требующие организационного контроля
Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы
Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности
Учащиеся, работающие активно и самостоятельно
Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности
Этап
Педагогическая задача
3. Итоговый
Дифференциация учащихся
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;
обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Результат, адекватный усилиям
Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки
Деятельность учителя
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки
Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций
Результат, не адекватный усилиям
Эмоционально одобрение и установка на дальнейшую успешную работу
Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки
Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
Ситуация успеха только тогда становится действенным средством
оптимизации образовательного процесса, когда она:
- организуется на всех этапах учебного процесса;
- усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
- реализуется с учетом индивидуальных способностей учащихся, что находит
свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;
- формирует у ребенка положительные эмоции → чувство успеха →
эмоции радости → удовлетворение, вызванное преодолением
трудностей → осознание недостаточности уровня своих знаний,
умений → формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе
уверенность, обрести себя как личность.
Развитие познавательной активности учащихся
через внедрение новых образовательных технологий
Требования к педагогу:
- должен обладать высокой эрудицией, должен владеть диалектическим мышлением, должен обладать высокой информационной культурой.
- должен обладать высокой эрудицией,
- должен владеть диалектическим мышлением,
- должен обладать высокой информационной культурой.
Профессионализм и педагогическое мастерство
педагога
=
владение предметом
(что само по себе несомненный показатель квалификации)
+
умение организовать
учебную деятельность
и
управлять ею
Название
Проблемное
Цель
Сущность
обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Модульное
Развивающее
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Механизм
обучение
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки
Развитие личности и ее способностей
обучение
Технология
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Поисковые методы; постановка познавательных задач
Дифференцированное
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам
Интегрированного
Приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества
Интерактивное
обучение
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика
Стремление к созданию интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира
обучения
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)
обучение
Организация активности обучаемых
Игровое обучение
Соединение в единое целое целей, задач, дидактических единиц содержания
Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности
Методы индивидуального обучения
Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений
Методы активного обучения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
ТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
- Формы организации познавательной деятельности учащихся.
- Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Изучение уровня владения учителями школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности.
- Способы создания проблемных ситуаций и виды дифференцированной помощи.
- Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГРУПП
- Считать обязательным использование управленческих знаний при планировании и организации урока.
- Продолжить работу по теме педсовета, осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся.
- Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
- Строго учитывать в работе индивидуальные особенности ученика.
- Найти возможность применения системно-деятельностного подхода на всех уроках и этапах обучения.
- Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков. Адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета.
- Провести заседание МО на тему «Приемы стимуляции познавательной активности учащихся», на котором обобщить опыт работы и методические находки учителей-предметников. По результатам работы провести семинар-практикум в активной, творческой форме.
- Продумать возможность включения межпредметной проектной деятельности в учебный план.
- Организовать обучение учителей на курсах повышения квалификации по теме: «Организация проектной деятельности».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ