Управление процессом создания здоровьесберегающей среды.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирования адаптивной образовательной среды уже имеется и достаточно ярко обобщен в работах Гладышевой О.С., Галеевой Н.Л., Рапопорт И.К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образования и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Всё это требует долгосрочных программ и активной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Можно выделить следующие признаки государственной заинтересованности в здоровье нации:
увеличения процента национального дохода на финансирование здравоохранения;
борьба за экологическую чистоту;
борьба с наркозависимостью;
поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы;
формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни;
обеспечение возможности рационального питания.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривала создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагалось проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
— реальной разгрузки содержания общего образования;
— использования эффективных методов обучения;
— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Все вышеуказанные позиции организовывались в школах России и на основе результатов их реализации в настоящее время разработаны и апробированы перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи:
выявление причинно-следственных связей и разработка;
разработка новых научных моделей, технологий и их компонентов;
экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды;
разработка средств и методических приемов экспертизы;
экспертиза любых педагогических нововведений;
просвещение учителей по вопросам здоровьесбережения;
просвещение родителей.
Не менее значимы и задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
влияние на социальные, экономические и психологические факторы;
организация контроля за динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.
Следует выделить и задачи учителя:
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
создание эффективного психологического климата в классе;
выбор адекватных средств и методов;
индивидуальный подход;
взаимодействие с семьей;
влияние на микросоциум;
привлечение к работе родителей;
фиксация проблем.
Особо подчеркнём задачи родителей:
создание условий для академических занятий ребенка;
создание условий для оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурных традиций;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у учащихся:
формирование собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Школа может и должна заниматься изучением проблем здоровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?
Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. «В комплекс показателей должны быть включены оценка физического развития обучающихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путём распределения школьников на группы здоровья. Систематически должны анализироваться показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни»1.
Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:
- создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;
- разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;
- внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;
- разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.
Попытаемся раскрыть роль общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи здоровьесбережения, основная суть которой состоит в следующем:
Практически каждое общеобразовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет следующие три следующие задачи: во – первых, не провоцировать ухудшении состояния здоровья каждого ученика, во – вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в – третьих, готовить ученика к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.
Как показывают исследования, объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая образовательная среда.
В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении.
Подчеркнем, что стремление к моделированию здоровьесберегающей среды и реализация этой задачи на практике определяются, прежде всего, характером отношения и степенью готовности управленцев, и не только завучей и директоров, но и каждого учителя к экологически целесообразной, грамотной деятельности.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка. Поэтому с самого начала важно, чтобы педагоги, школьные психологи и педагогические консилиумы школы помогли каждому ученику познать себя и поверить в возможность успешного развития: к чему ребенок имеет склонность, особенности его памяти, внимания, темп образовательной деятельности, интересы, потенциал физического и физиологического развития и др.
Далее важно предоставить ученику право и организовать психолого-педагогическую и родительскую помощь при определении трех очень важных для его успеха в образовательном процессе выбора:
• выбор углубленного изучения предметов;
• выбор дополнительных элективных курсов;
• выбор уровня изучения дополнительных предметов, интересующих ученика.
Такой подход очень успешно осуществляется в школах, реализующих мультипрофильное обучение. Следующий шаг связан с разработкой учителями – предметниками или классными руководителями индивидуальной траектории обучения для каждого ученика, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования. Индивидуальная траектория соответствует интересам и склонностям каждого учащегося, выстраивается в форме индивидуальных учебных планов, которые включают:
— обязательные учебные занятия;
— занятия по выбору;
— работа в кружках, секциях (внутри школы и вне её);
— занятия в библиотеке, работа с сетью Интернет;
— индивидуальная работа с педагогами, репетиторами;
— старшие школьники могут включать подготовительные занятия в вузах, которые они избирают для поступления.
План может включать и такие разделы, как характеристика школьника; самоопределение, способности, готовность к обучению; обязательные учебные предметы; необязательные (по выбору) учебные предметы; дополнительная работа и занятия в секциях, кружках, самообразовательная деятельность.
Итогом индивидуального учебного плана может служить портфолио ученика.
Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не просто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа управления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника. В термин «здоровый образ жизни» включается:
категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни;
комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;
активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека;
организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить её качество;
поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психолого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образовательным учреждением до отношений в классе.
Необходимо целенаправленное вооружение учителя технологиями общения, педагогического взаимодействия. Эти технологии также можно отнести к технологиям развивающего обучения, так как они не только обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания повышают качество коммуникативных компетенций ученика.
Зачастую причина учебного неуспеха ученика кроется не в перегрузке, и не в нелюбимом учителе, не в плохих учебниках, а в том, что даже при большом желании хорошо учиться далеко не каждый реальный школьник обладает достаточным для успешной учебы уровнем развития познавательных способностей.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно становишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образование? 1 Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.
Здоровьесберегающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность.
Научно-технические и социально-политические процессы, происходящие в современном обществе и естественным образом затрагивающие школу, приводят к тому, что запас знаний учащихся достаточно быстро устаревает. Это можно объяснить также невостребованностью многих конкретных знаний в жизни школьника. В такой ситуации процесс учения должен подчиняться не репродуктивному принципу «запомнить — рассказать», а принципу самостоятельного поиска ответов. Цель такого обучения — научить учиться.
Умея самостоятельно добывать знания, ученик сможет успешно продолжить образование на любом уровне - от школы до вуза и далее. Но это в идеале, а педагогические реалии свидетельствуют, что далеко не все могут учиться самостоятельно и творчески, основная масса предпочитает традиционные способы учебы.
Положительные эмоции, пронизывая весь учебный процесс и всю сферу внеурочного общения подростка, способствуют повышению работоспособности школьника, раскрытию его резервных творческих возможностей, моральному удовлетворению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию.
В большинстве своем педагоги игнорируют те рекомендации по использованию приемов и средств, таких как, например, сотрудничество, создание ситуации успеха, оказание эмоционального поощрения, поддержки, конструирование позитивных межличностных отношений и т.д. Именно эти педагогические приемы благоприятно влияют на общее состояние здоровья детей, работу адаптационных механизмов и существенно сдерживают негативные факторы школьной среды, на которые обращают внимание ученые-физиологи.
Не менее значимой проблемой является содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.
И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя, его личную культуру здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Проведенные исследования показывают, что российское учительство можно отнести к категории наиболее неблагополучной части населения и по состоянию здоровья, и по образу жизни, и по состоянию культуры здоровья. Так у 75% педагогов общеобразовательных школ отмечаются проблемы с весом, общефизическим состоянием, рост хронических заболеваний, неудовлетворенное общее самочувствие, повышенная утомляемость. Более 50% учителей практически полностью игнорируют принципы и правила ведения здорового образа жизни, хотя достаточно хорошо осведомлены в области здоровья, знают и могут рассказать о различных здоровьесберегающих методиках, с удовольствием дают рекомендации, которым сами на практике не следуют. 35% стремятся к здоровому образу жизни, однако, приоритет здоровья уступает приоритету других социальных ценностей, например, работе.
Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.
Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:
1) научно - методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
6) эффективное медицинское обеспечение в школе.1