СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление процессом создания здоровьесберегающей среды.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения.

Просмотр содержимого документа
«Управление процессом создания здоровьесберегающей среды.»

Управление процессом создания здоровьесберегающей среды.

Вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирова­ния адаптивной образовательной среды уже имеется и доста­точно ярко обобщен в работах Гладышевой О.С., Галеевой Н.Л., Рапопорт И.К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образова­ния и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Всё это требует долгосрочных программ и активной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Можно выделить следующие признаки государственной заинтересованности в здоровье нации:

  1. увеличения процента национального дохода на финансирование здравоохранения;

  2. борьба за экологическую чистоту;

  3. борьба с наркозависимостью;

  4. поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы;

  5. формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни;

  6. обеспечение возможности рационального питания.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо прини­мать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривала создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предпола­галось проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащих­ся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здо­ровья обучающихся, в том числе за счет:

— реальной разгрузки содержания общего образования;

— использования эффективных методов обучения;

— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Все вышеуказанные позиции организовывались в школах России и на основе результатов их реализации в настоящее время разработаны и апробированы перспек­тивные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных уч­реждениях различных типов и видов.

Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи:

  • выявление причинно-следственных связей и разработка;

  • разработка новых научных моделей, технологий и их компонентов;

  • экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды;

  • разработка средств и методических приемов экспертизы;

  • экспертиза любых педагогических нововведений;

  • просвещение учителей по вопросам здоровьесбережения;

  • просвещение родителей.

Не менее значимы и задачи школьной администрации:

  • соблюдение СанПиНов;

  • внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

  • обеспечение переподготовки кадров;

  • организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни;

  • создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

  • влияние на социальные, экономические и психологические факторы;

  • организация контроля за динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.

Следует выделить и задачи учителя:

  • просвещение учащихся;

  • мотивация учащихся;

  • создание эффективного психологического климата в классе;

  • выбор адекватных средств и методов;

  • индивидуальный подход;

  • взаимодействие с семьей;

  • влияние на микросоциум;

  • привлечение к работе родителей;

  • фиксация проблем.

Особо подчеркнём задачи родителей:

  • создание условий для академических занятий ребенка;

  • создание условий для оздоровления ребенка;

  • формирование морали, социальных установок;

  • формирование мотивации;

  • передача культурных традиций;

  • взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

  • влияние на психологические внутришкольные факторы.

Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у учащихся:

  • формирование собственной мотивации к здоровью;

  • формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

  • нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Школа может и должна заниматься изучением проблем здо­ровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризую­щая условия формирования конкретного человека, становле­ния и развития его психических и духовных качеств, физиче­ского совершенства, целевой жизненной установки.

Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей сре­дой?

Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-меди­ко-социального сопровождения учащихся на каждом возраст­ном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским пока­зателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. «В комплекс показателей должны быть включены оценка физического развития обучающихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путём распределения школьников на группы здоровья. Систематически должны анализироваться показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни»1.

Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:

- создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;

- разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе;

- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

- внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;

- разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.

Попытаемся раскрыть роль общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи здоровьесбережения, основная суть которой состоит в следующем:

  1. Практически каждое общеобразовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет следующие три следующие задачи: во – первых, не провоцировать ухудшении состояния здоровья каждого ученика, во – вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в – третьих, готовить ученика к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.

  2. Как показывают исследования, объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая образовательная среда.

  3. В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении.

Подчеркнем, что стремление к моделированию здоровьесберегающей среды и реализация этой задачи на практике определяются, прежде всего, характером отношения и степенью готовности управленцев, и не только завучей и директоров, но и каждого учителя к экологически целесообразной, грамотной деятельности.

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка. Поэтому с самого начала важно, чтобы педагоги, школьные психологи и педагогические консилиумы школы помогли каждому ученику познать себя и поверить в возможность успешного развития: к чему ребенок имеет склонность, особенности его памяти, внимания, темп образовательной деятельности, интересы, потенциал физического и физиологического развития и др.

Далее важно предоставить ученику право и организовать психолого-педагогическую и родительскую помощь при определении трех очень важных для его успеха в образовательном процессе выбора:

• выбор углубленного изучения предметов;

• выбор дополнительных элективных курсов;

• выбор уровня изучения дополнительных предметов, интересующих ученика.

Такой подход очень успешно осуществляется в школах, реализующих мультипрофильное обучение. Следующий шаг связан с разработкой учителями – предметниками или классными руководителями индивидуальной траектории обучения для каждого ученика, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования. Индивидуальная траектория соответствует интересам и склонностям каждого учащегося, выстраивается в форме индивидуальных учебных планов, которые включают:

— обязательные учебные занятия;

— занятия по выбору;

— работа в кружках, секциях (внутри школы и вне её);

— занятия в библиотеке, работа с сетью Интернет;

— индивидуальная работа с педагогами, репетиторами;

— старшие школьники могут включать подготовительные занятия в вузах, которые они избирают для поступления.

План может включать и такие разделы, как характеристика школьника; самоопределение, способности, готовность к обучению; обязательные учебные предметы; необязательные (по выбору) учебные предметы; дополнительная работа и занятия в секциях, кружках, самообразовательная деятельность.

Итогом индивидуального учебного плана может служить портфолио ученика.

Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не про­сто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа упра­вления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника. В термин «здоровый образ жизни» включается:

  1. категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни;

  2. комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;

  3. активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека;

  4. организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить её качество;

  5. поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегу­ляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психо­лого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образователь­ным учреждением до отношений в классе.

Необходимо целенаправленное вооружение учителя техно­логиями общения, педагогического взаимодействия. Эти тех­нологии также можно отнести к технологиям развивающего обучения, так как они не только обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания повышают качество коммуника­тивных компетенций ученика.

Зачастую причина учебного неуспеха ученика кроется не в перегрузке, и не в нелюбимом учителе, не в плохих учебниках, а в том, что даже при большом желании хорошо учиться дале­ко не каждый реальный школьник обладает достаточным для успешной учебы уровнем развития познавательных способно­стей.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно стано­вишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образова­ние? 1 Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Осво­ение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

Здоровьесберегающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность.

Научно-технические и социально-политические процессы, происходящие в современном обществе и естественным обра­зом затрагивающие школу, приводят к тому, что запас знаний учащихся достаточно быстро устаревает. Это можно объяснить также невостребованностью многих конкретных знаний в жизни школьника. В такой ситуации процесс учения должен подчиняться не репродуктивному принципу «запомнить — рассказать», а принципу самостоятельного поиска ответов. Цель такого обучения — научить учиться.

Умея самостоятельно добывать знания, ученик сможет успешно продолжить образование на любом уровне - от школы до вуза и далее. Но это в идеале, а педагогические реа­лии свидетельствуют, что далеко не все могут учиться само­стоятельно и творчески, основная масса предпочитает традиционные способы учебы.

Положительные эмоции, пронизывая весь учебный процесс и всю сферу внеурочного общения подростка, способствуют повышению работоспособности школьника, раскрытию его резервных творческих возможностей, моральному удовлетво­рению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию.

В большинстве своем педагоги игнорируют те рекомендации по использованию приемов и средств, таких как, например, сотрудничество, создание ситуации успеха, оказание эмоционального поощрения, поддержки, конструирование позитивных межличностных отношений и т.д. Именно эти педагогические приемы благоприятно влияют на общее состояние здоровья детей, работу адаптационных механизмов и существенно сдерживают негативные факторы школьной среды, на которые обращают внимание ученые-физиологи.

Не менее значимой проблемой является содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.

И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя, его личную культуру здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Проведенные исследования показывают, что российское учительство можно отнести к категории наиболее неблагополучной части населения и по состоянию здоровья, и по образу жизни, и по состоянию культуры здоровья. Так у 75% педагогов общеобразовательных школ отмечаются проблемы с весом, общефизическим состоянием, рост хронических заболеваний, неудовлетворенное общее самочувствие, повышенная утомляемость. Более 50% учителей практически полностью игнорируют принципы и правила ведения здорового образа жизни, хотя достаточно хорошо осведомлены в области здоровья, знают и могут рассказать о различных здоровьесберегающих методиках, с удовольствием дают рекомендации, которым сами на практике не следуют. 35% стремятся к здоровому образу жизни, однако, приоритет здоровья уступает приоритету других социальных ценностей, например, работе.

Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1) научно - методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

6) эффективное медицинское обеспечение в школе.1