Зуенко И.Е.
Педагог – психолог МОУ «Школа № 101 г.Донецка»
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.
Ключевые слова.
Педагогическое управление, конфликт, прогнозирование конфликтов, предупреждение конфликтов, регулирование конфликтов, разрешение конфликтов.
Общественная жизнь всегда связана со столкновением идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты и в образовательной организации. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей. Дефицит практических умений в области разрешения конфликтных ситуаций создает сложности в реализации профессиональных задач педагога.
В связи с этим проблема управления конфликтами в образовательной организации становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов. Вместе с этим, это ограничение конфронтации рамками конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс. Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование, предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов.
Предупреждение конфликта в образовательном процессе – это педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания. Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием.
Прогноз – это представление о возможном конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция; моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Определение противоречия, обусловливающего возникновение проблемной ситуации, являющейся причиной возможного конфликта.
Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе осуществляется системой психолого- педагогических методов и средств. Они станут эффективными при условии согласования интересов всех субъектов участвующих в образовательном процессе.
Однако, согласование интересов, способствующее достижению консенсуса между субъектами образовательного процесса не всегда возможно. Поэтому применяются и другие модели предотвращения конфликта интересов: их сочетание, подчинение не основных интересов основным, временных – постоянным.
Наряду с предупреждением, существенную роль в управлении педагогическими конфликтами играет стимулирование конструктивных конфликтов, которые являются движущей силой прогрессивных преобразований, модернизации в системе общественных отношений. Инспирирование определенных конфликтов может применяться в целях ослабления или нейтрализации других, более деструктивных, нежелательных для образовательного процесса.
Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло.
Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.
1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.
2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.
3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.
4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.
5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.
6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.
Существуют разнообразные механизмы регулирования педагогических конфликтов: - информационный предполагает устранение различных слухов, исключение из информационного поля всевозможных недостоверных сведений;. - коммуникативный направлен на развитие общения, способствует формированию сходных или общих установок, ценностей, оценок, социальных переживаний, нейтрализует влияние эмоций. - организационный предполагает профессиональное использование психолого-педагогических методов воздействия на субъектов образовательного процесса, способствующих блокированию конфликтной ситуации и формированию отношений взаимопонимания и сотрудничества между участниками конфликта.
Разрешение конфликта – завершающий этап, на котором происходит затухание конфликта. Эффективное разрешение конфликта возможно при организации психолого-педагогических условий, числу которых можно отнести:
- наличие благоприятного социально-психологического климата;
- достаточно высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, ораторские способности, способность к рефлексии креативность психолого-педагогическая эрудиция, педагогический такт, развитый интерес к судьбе студентов и к своей воспитательной деятельности;
- уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов.
Таким образом, проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной ситуации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение социально значимых задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование конфликтов, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.