СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение в правописании имен прилагательных. Закрепление

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся упражнятся в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, учатся применять алгоритм проверки, а также оценивать свою работу

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в правописании имен прилагательных. Закрепление»

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки

Планируемые результаты

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Пусть наш урок пройдет под девизом.

Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Садитесь. Запишите число. Классная работа.

2.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

Скажите, а в Старом Осколе выпускаются газеты? Вы знаете как они называются? Кто выписывает газеты местного издательства?

Сегодня вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста.

– Журналист - это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем. После выполнения задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), - (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)

3. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)


ая ой ее ый ое яя ий


- Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).

- Распределите их на группы. (1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее).

- Какие бывают окончания имён прилагательных? (Ударные и безударные).

- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

- Расскажите об окончаниях прилагательных.


4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? (Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных).

- Используя опорную запись, поставьте цели урока.

  • Закрепить………

  • Упражняться……….

  • Задуматься ……..

(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.


5. Актуализация знаний.

-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Тест


Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.


  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

  1. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

  1. Прилагательных больше всего в текстах -

а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях

  1. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

6. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

Словарная работа

(Ап…етит, к.л.грамм, г…зета, .л.ктрический, инж.нер, изд…лека, со…нце, косм…с, к..л…метр, в.ликий, с.лдат)

Взаимопроверка. Сравни работу в тетрадях и на экране.

На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Найдите из словарных слов только имена прилагательные

- Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)

- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.

- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

7. Постановка проблемы и выход из нее

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться определении лексического значения слова, но и правильно использовать его формы.

Знакомство с новым словарным словом.

Запишите в словарики новое слово – вагон. Какая гласная находится в сильной позиции? Поставьте ударение.

Устно стр. 33 упр.70.

Склонение словосочетания почтовый вагон из упр.70

(один ученик у доски) Проверка

Физминутка

Определение частей речи

- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Зимний, серебристая, солнце, воспитанный, соленое, квартира, журнал, адрес, веселое, озорная, парта, урок, мама, счастливая.

8. Работа с пословицами.

-Прочитайте и обьясните смысл пословиц

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж. - Для начала вспомним, что такое антонимы?

(Один ученик к доске)

Возникает проблема : как написать окончание прил?

Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний.

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

Сделайте вывод:

        Имя  прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится  имя существительное, с которым оно связано.   

     - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

- Послушайте предложение. Наступила зима.

- С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.

Н – р: Наступила холодная, снежная зима.

- Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?

- Определите, какое это предложение по цели высказывания?

- По интонации?

- По количеству грамматических основ?

- По наличию второстепенных членов?

- Что вы можете сказать о словах холодная и снежная?

- Выполните разбор слова по составу по вариантам. Два ученика у доски.

1в. – холодная

2в. – снежная

9.Задание по выбору (дифференцированное)

Кто желает выполнить несложное задание - №76 стр. 36 (списать, вставляя пропущенные оконания и запятые)              

- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на  

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)

 Задание: Вместо  сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.

Проверка: - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)

- Творческое задание: Составления синквейна Россия.

-10. Задание Корректоры». Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.

Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.

13. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

  14. Домашнее задание. Слайд 33

Задание по выбору: 1. Стр. 37 упр. 79. Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания имён прилагательных.

2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в вашем городе.








План урока Задания

Успешность + или-

Минутка чистописания


Тест


Словарная работа


Склонение словосочетания прил.+ сущ.

Почтовый вагон


Работа с пословицами


Работа над предложением.


Задание по выбору


Задание «Корректор»


Самооценка

Оценка:

План урока Задания

Успешность + или-

Минутка чистописания


Тест


Словарная работа


Склонение словосочетания прил.+ сущ.

Почтовый вагон


Работа с пословицами


Работа над предложением.


Задание по выбору


Задание «Корректор»


Самооценка

Оценка:

План урока Задания

Успешность + или-

Минутка чистописания


Тест


Словарная работа


Склонение словосочетания прил.+ сущ.

Почтовый вагон


Работа с пословицами


Работа над предложением.


Задание по выбору


Задание «Корректор»


Самооценка

Оценка:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!