СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для формирования правильного произношения звуков ш, ж, ч, щ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр включает в себя комплекс    упражнений  на изменение силы голоса,

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р Ш,Ж,Ч ,Щ .

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для формирования правильного произношения звуков ш, ж, ч, щ»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

ГРИБОК

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

(Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растя­нутая подъязычная связка - его ножку).

ГАРМОШКА

Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская язык, закрывать и открывать рот (как растягива­ются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздеч­ка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении уп­ражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

ПОШИПИМ, КАК ГУСИ

Слегка вытянуть губы вперед трубочкой, зубы сомкнуты. Они видны. Язык приподнят «ковшиком» к небу. Пошипеть, как гусь: «Щ-Ш-Ш-Ш».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Л

ИНДЮК

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и произ­водить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болббочет).

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

ПАРОХОД ГУДИТ

Приоткрыть рот, прикусить кончик языка и длительно про­износить звук Ы (как гудит пароход), со временем будет слы­шаться звук Л.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

БАРАБАНЩИКИ

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за вер­хними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

(«Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка» - см. выше).








АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуля­ционного аппарата, умение ребенка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Она про­водится ежедневно (перед зеркалом) в течение 3-5 минут несколько раз в день. Принуждать ребенка к выполнению упражнений нельзя. Ему можно сказать: «Давай с тобой поиграем язычком, сделаем его широким. Улыбнись, приоткрой рот, поло­жи язычок на нижнюю губу. Посмотри, как это делаю я. Подержи его так. А я посчитаю, как долго ты его можешь удержать...»

Постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными.

Начинать работу необходимо с общих упражнений.

ПОСТРОИТЬ ЗАБОРЧИК

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны пе­редние верхние и нижние зубы. Удержать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

СДЕЛАТЬ ТРУБОЧКУ

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положе­нии под счет от одного до пяти-десяти.

ПОЧИСТИМ ЗУБЫ

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, 3, Ц

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ват­ный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на ниж­нюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...» Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?

Улыбнуться; положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

НАСОС

. Предложить ребенку длительно произнести звук С (так, как ' свистит воздух, когда выходит из насоса), Обратить его внима­ние на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. ПО






УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА


- Игра «Идет паровоз». Паровоз приближается уууУУУ; Паровоз удаляется: УУУууу.„


- «Лесенка» гласных: пропевание различных гласных звуков с повышением и понижением силы голоса (при этом ребенок «дирижирует» себе рукой).


- Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала; Элла пела.)


- Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.


- Произнесение цепочек слогов, слов, предложений на плавном выдохе (с постепенным увеличением числа элементов, количества слов в предложении): са-са, са-со-сы, са-со-су-сы...


В процессе работы над техникой речи обязательно обращается внимание и на ритмико-мелодическую сторону речи( интонационную выразительность, логическое ударение, темп, ритм). С этой целью можно порекомендовать выполнить следующие упражнения: -Произнесение серии гласных звуков, слогов с выделением голосом определенной единицы:

АУИ: Ауи, аУи, ауИ;

Са-са-са: СА-са-са, са-СА-са, са-са-СА;

Са-со-су: СА-со-су, са-СО-су, са-со-СУ.


- Произнесение предложения с выделением голосом определенного слова: ЧТО нам осень принесла? Что НАМ осень принесла? Что нам ОСЕНЬ принесла? Что нам осень ПРИНЕСЛА?


- Произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений с соответствующей интонацией: Светит солнце. Светит солнце! Светит солнце?


-Обыгрывание стихотворений (перед зеркалом):

Са-са-са, летит оса (говорить тихо, медленно, спокойно, имитируя пальчиками рук трепет крыльев).

Сы-сы-сы, боюсь осы (говорить громче, чуть быстрее, испуганно, плаксивым тоном).

Су-су-су, не тронь осу! (говорить быстрее, громче, строго грозя пальчиком).


-Рассказывание стихотворений с изменением темпа речи: Бежал ручей по камешкам

(средний темп речи),

Бежал,бежал, бежал (быстрый темп речи)

Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).


- Инсценировки русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «КОЛОБОК» с имитацией голосов животных.



- Разучивание и обыгрывание стихов - диалогов (атрибуты: маски животных).