УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
ГРИБОК
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
(Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
ГАРМОШКА
Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
ПОШИПИМ, КАК ГУСИ
Слегка вытянуть губы вперед трубочкой, зубы сомкнуты. Они видны. Язык приподнят «ковшиком» к небу. Пошипеть, как гусь: «Щ-Ш-Ш-Ш».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Л
ИНДЮК
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болббочет).
ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
ПАРОХОД ГУДИТ
Приоткрыть рот, прикусить кончик языка и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход), со временем будет слышаться звук Л.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
БАРАБАНЩИКИ
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
(«Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка» - см. выше).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Она проводится ежедневно (перед зеркалом) в течение 3-5 минут несколько раз в день. Принуждать ребенка к выполнению упражнений нельзя. Ему можно сказать: «Давай с тобой поиграем язычком, сделаем его широким. Улыбнись, приоткрой рот, положи язычок на нижнюю губу. Посмотри, как это делаю я. Подержи его так. А я посчитаю, как долго ты его можешь удержать...»
Постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными.
Начинать работу необходимо с общих упражнений.
ПОСТРОИТЬ ЗАБОРЧИК
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.
СДЕЛАТЬ ТРУБОЧКУ
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
ПОЧИСТИМ ЗУБЫ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, 3, Ц
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...» Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ? 
Улыбнуться; положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
НАСОС
. Предложить ребенку длительно произнести звук С (так, как ' свистит воздух, когда выходит из насоса), Обратить его внимание на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. ПО
УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
- Игра «Идет паровоз». Паровоз приближается уууУУУ; Паровоз удаляется: УУУууу.„
- «Лесенка» гласных: пропевание различных гласных звуков с повышением и понижением силы голоса (при этом ребенок «дирижирует» себе рукой).
- Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала; Элла пела.)
- Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.
- Произнесение цепочек слогов, слов, предложений на плавном выдохе (с постепенным увеличением числа элементов, количества слов в предложении): са-са, са-со-сы, са-со-су-сы...
В процессе работы над техникой речи обязательно обращается внимание и на ритмико-мелодическую сторону речи( интонационную выразительность, логическое ударение, темп, ритм). С этой целью можно порекомендовать выполнить следующие упражнения: -Произнесение серии гласных звуков, слогов с выделением голосом определенной единицы:
АУИ: Ауи, аУи, ауИ;
Са-са-са: СА-са-са, са-СА-са, са-са-СА;
Са-со-су: СА-со-су, са-СО-су, са-со-СУ.
- Произнесение предложения с выделением голосом определенного слова: ЧТО нам осень принесла? Что НАМ осень принесла? Что нам ОСЕНЬ принесла? Что нам осень ПРИНЕСЛА?
- Произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений с соответствующей интонацией: Светит солнце. Светит солнце! Светит солнце?
-Обыгрывание стихотворений (перед зеркалом):
Са-са-са, летит оса (говорить тихо, медленно, спокойно, имитируя пальчиками рук трепет крыльев).
Сы-сы-сы, боюсь осы (говорить громче, чуть быстрее, испуганно, плаксивым тоном).
Су-су-су, не тронь осу! (говорить быстрее, громче, строго грозя пальчиком).
-Рассказывание стихотворений с изменением темпа речи: Бежал ручей по камешкам
(средний темп речи),
Бежал,бежал, бежал (быстрый темп речи)
Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).
- Инсценировки русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «КОЛОБОК» с имитацией голосов животных.
- Разучивание и обыгрывание стихов - диалогов (атрибуты: маски животных).