Комплекс упражнений по формированию УУД на уроках русского языка и литературы.
6 класс
Формирование личностных УУД
Задание 1. Комплексный анализ текста
Цель: повысить культуру речи, воспитать любовь к родной природе
Содержание работы:
Букет из цветов картофеля
С историей картофеля связано много забавных рассказов. Еще в XVI веке один адмирал пр..вез якобы из Америки в Англию первый к..ртофель. Х..зяин решил уг..стить з..морским ов..щем своих друзей, но пов..р по незнанию пр..г..товил (не) клубни, а листья и стебли к..ртофеля(,) которые он поджарил в масле. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Ра(с, сс )ерже( н,нн)ый адмирал пр..казал уничтожить посаже(н,нн )ое в его имении р..стение. Кусты к..ртофеля даже с..жгли(,) но в золе были найдены испекш…ся клубни. Пече( н, нн,)ый картофель всем очень п..нравился. С тех пор и стал распространяться к..ртофель в Англии. Много занятного п..сали про аптекаря Пармантье(,) который пропагандировал к..ртофель в XVIII веке во Франции. Цв..ты к..ртофеля пр..несе(нн,н)ые им в королевский дворец вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди(,) а королева украсила ими прическу. Король расп..рядился под..вать ему к..ртофель ежедневно к обеду. Придворные п..следовали его примеру. Но французских крестьян приучали к новой культуре хитростью. Когда к..ртофель на посадках сдела(н,нн)ых Пармантье с..зр..вал(,) то около к..ртофеля ставили охрану. Однако на ночь стражу уб..рали. Крестьяне(,) думая(,) что охраняют что-то очень це(н, нн)ое, ночью тайком выкапывали клубни варили и ели их а позже сажали на своих огородах.
Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.
Какова тема этого текста? Основная мысль?
Назовите способ и средства связи предложений в тексте.
Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?
Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?
Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?
Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?
Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками и со скобками.
6 класс
Формирование личностных УУД
Задание 2. Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи
Цель: освоение новых видов деятельности; осознание себя как гражданина и представителя великой страны – России, участие в творческом процессе; создание готового речевого продукта – собственного текста
Содержание работы:
1.Прочитайте текст. Выпишите прилагательные в сочетании с существительными. Определите разряд прилагательных и их синтаксическую роль.
В детстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озёра чистые и тихие, какие луга зелёные! Выйдешь на высокий берег реки – и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах...
Мама говорит: «Отдыхай здесь всё лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья – полетела бы сейчас через луга, леса, озёра.
И почему это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки большой, ни леса тенистого, ни озёр чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький – а хочется быстрее домой.
Наверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово...
Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с серой моросью, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека – это Родина.
(В. Сухомлинский)
2. Сформулируйте тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.
3. Приходилось ли вам испытывать чувство тоски по родному дому? Расскажите, почему человеку всегда хочется домой. Согласны ли вы с поговоркой. В гостях хорошо, а дома лучше!
8 класс
Формирование познавательных УУД
Задание 3. Виды обстоятельств
Цель: сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению.
Содержание работы:
Описание задания: карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки. Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.
Для сильных.
Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.
Лошади бежали дружно.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Сегодня ты пришёл рано.
По неосторожности я уронил книжку.
Мы пришли вам помочь.
Смотрела она, не мигая.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
На другой день проснулся я с головной болью.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу.
Таблица 1
Виды обстоятельств | | | | | |
| | | | | |
Вопросы | | | | | |
Примеры | | | | | |
Какой частью речи выражены | | | | | |
Для средних.
В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
I.
1. Лошади бежали дружно.
2. Смотрела она, не мигая.
II.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
Сегодня ты пришёл рано.
На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
По неосторожности я уронил книжку.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
Мы пришли вам помочь.
Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу.
Таблица 2
Виды обстоятельств | | | | | |
| | | | | |
Вопросы | | | | | |
Примеры | | | | | |
Какой частью речи выражены | | | | | |
Для слабых.
В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
I.
Лошади бежали дружно.
Смотрела она, не мигая.
II.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
Сегодня ты пришёл рано.
На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
По неосторожности я уронил книжку.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
Мы пришли вам помочь.
Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Таблица 2
Виды обстоятельств | | | | | |
| Время | Образ действия | Место | Причина | Цель |
Вопросы | | | | | |
Примеры | | | | | |
Какой частью речи выражены | | | | | |
· По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.
· После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля.
Таблица 3
Виды обстоятельств | | | | | |
| время | образ действия | место | причина | цель |
вопросы | Когда? Как долго? | Как? Каким образом? | Где? Куда? Откуда? | Почему? По какой причине? | Зачем? С какой целью? |
примеры | Сегодня ты пришёл рано. | Смотрела она, не мигая. | Заливаются на деревьях певчие дрозды. | По неосторожности я уронил книжку. | Мы пришли вам помочь. |
какой частью речи выражены | Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания | | | | |
8 класс
Формирование познавательных УУД
Задание 4. Односоставные предложения
Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны
Содержание работы:
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории. (Е. Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.
6 класс
Формирование регулятивных УУД
Задание 5. Имя существительное.
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки
Содержание работы:
Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану:
Что это такое?
Грамматическое значение.
Морфологическое значение.
Синтаксическое значение.
Все ли верно в вашем рассказе? (учащиеся читают правило в учебнике).
6 класс
Формирование регулятивных УУД
Задание 5. Неопределенная форма глагола
Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока Содержание работы:
Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:
Дать определение глаголу.
Мне нравится искать глаголы в тексте.
Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Задание: Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение-мать учения.
Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
Если за день ничему не научился – зря прожил день.
6 класс
Формирование коммуникативных УУД
Задание 5. Проверь знания у соседа. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Цель: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Содержание работы:
Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).
Задание:
Теоретический блок:
План:
1. Что такое словообразование?
2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
3. Что такое словообразовательный разбор?
4. Что такое словообразовательная цепочка?
После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практический блок:
Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.
6 класс
Формирование коммуникативных УУД
Задание 5. Дружеское послание
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением проявлять индивидуальные качества и творческие способности, научить анализировать свои мысли, чувства, проблемы, поступки в письменной форме Содержание работы:
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: перед тем, как начать урок, ребята разбиваются на пары. Каждая пара проводит исследовательскую работу на следующие темы: «Правила написания письма», «Что такое дружеское послание», «Основные компоненты письма», «Примеры дружеских посланий известных людей: А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Горького».
После прослушивания подготовленных работ идет их обсуждение. Подводя итог, ребятам в парах предлагается написать дружеское послание одному из одноклассников.
Далее заслушиваются дружеские послания ребят. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о прослушанных текстах.