СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для формирования УУД на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

Комплекс упражнений по формированию УУД на уроках русского языка и литературы.


  1. 6 класс

  2. Формирование личностных УУД

  3. Задание 1. Комплексный анализ текста

  4.  Цель: повысить культуру речи, воспитать любовь к родной природе

  5. Содержание работы:

Букет из цветов картофеля

С историей картофеля связано много забавных рассказов. Еще в XVI веке один адмирал пр..вез якобы из Америки в Англию первый к..ртофель. Х..зяин решил уг..стить з..морским ов..щем своих друзей, но пов..р по незнанию пр..г..товил (не) клубни, а листья и стебли к..ртофеля(,) которые он поджарил в масле. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Ра(с, сс )ерже( н,нн)ый адмирал пр..казал уничтожить посаже(н,нн )ое в его имении р..стение. Кусты к..ртофеля даже с..жгли(,) но в золе были найдены испекш…ся клубни. Пече( н, нн,)ый картофель всем очень п..нравился. С тех пор и стал распространяться к..ртофель в Англии. Много занятного п..сали про аптекаря Пармантье(,) который пропагандировал к..ртофель в XVIII веке во Франции. Цв..ты к..ртофеля пр..несе(нн,н)ые им в королевский дворец вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди(,) а королева украсила ими прическу. Король расп..рядился под..вать ему к..ртофель ежедневно к обеду. Придворные п..следовали его примеру. Но французских крестьян приучали к новой культуре хитростью. Когда к..ртофель на посадках сдела(н,нн)ых Пармантье с..зр..вал(,) то около к..ртофеля ставили охрану. Однако на ночь стражу уб..рали. Крестьяне(,) думая(,) что охраняют что-то очень це(н, нн)ое, ночью тайком выкапывали клубни варили и ели их а позже сажали на своих огородах.

Определите стиль и тип речи. Докажите свою мысль.

Какова тема этого текста? Основная мысль?

Назовите способ и средства связи предложений в тексте.

Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?

Найдите слова в переносном значении, дайте их квалификацию. Какое ещё средство выразительности использовано автором? Какую роль они играют в тексте?

Найдите в тексте эмоционально окрашенные слова. Какие чувства автора они передают?

Какие слова использует автор: общеупотребительные? диалектные? профессиональные?

Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками и со скобками.


  1. 6 класс

  2. Формирование личностных УУД

  3. Задание 2. Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи

  4.  Цель:  освоение новых видов деятельности; осознание себя как гражданина и представителя великой страны – России, участие в творческом процессе; создание готового речевого продукта – собственного текста

  5. Содержание работы:

1.Прочитайте текст. Выпишите прилагательные в сочетании с существительными. Определите разряд прилагательных и их синтаксическую роль.

В детстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озёра чистые и тихие, какие луга зелёные! Выйдешь на высокий берег реки – и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах...

Мама говорит: «Отдыхай здесь всё лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья – полетела бы сейчас через луга, леса, озёра.

И почему это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки большой, ни леса тенистого, ни озёр чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький – а хочется быстрее домой.

Наверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово...

Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с серой моросью, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека – это Родина. 

(В. Сухомлинский)

2. Сформулируйте тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.

3. Приходилось ли вам испытывать чувство тоски по родному дому? Расскажите, почему человеку всегда хочется домой. Согласны ли вы с поговоркой. В гостях хорошо, а дома лучше!

 

  1. 8 класс

  2. Формирование познавательных УУД

  3. Задание 3. Виды обстоятельств

  4.  Цель:  сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению.

  5. Содержание работы:

Описание задания: карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки. Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

Для сильных.

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.

Лошади бежали дружно.

В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

Сегодня ты пришёл рано.

По неосторожности я уронил книжку.

Мы пришли вам помочь.

Смотрела она, не мигая.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

На другой день проснулся я с головной болью.

За давностью лет не сохранилось никаких документов.

Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу.

Таблица 1

 

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Какой частью речи выражены

 

 

 

 

 

 

Для средних.

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I.

1. Лошади бежали дружно.

2. Смотрела она, не мигая.

II.

В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

Сегодня ты пришёл рано.

На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

По неосторожности я уронил книжку.

За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

Мы пришли вам помочь.

Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу.

Таблица 2

 

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Какой частью речи

выражены

 

 

 

 

 

 

Для слабых.

В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I.

Лошади бежали дружно.

Смотрела она, не мигая.

II.

В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

Сегодня ты пришёл рано.

На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

По неосторожности я уронил книжку.

За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

Мы пришли вам помочь.

Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Таблица 2

 

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

Время

Образ действия

Место

Причина

Цель

Вопросы

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Какой частью речи

выражены

 

 

 

 

 

 

· По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.

· После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля.

Таблица 3

 

Виды обстоятельств

 

 

 

 

 

 

время

образ

действия

место

причина

цель

вопросы

Когда?

Как долго?

Как?

Каким образом?

Где?

Куда? Откуда?

Почему?

По какой причине?

Зачем?

С какой целью?

примеры

Сегодня ты пришёл рано.

Смотрела она, не мигая.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

По неосторожности я уронил книжку.

Мы пришли вам помочь.

какой

частью речи

выражены

Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания

 

 

 

 

 

  1. 8 класс

  2. Формирование познавательных УУД

  3. Задание 4. Односоставные предложения

  4.  Цель:  научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны

  5. Содержание работы:


 Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:

Выразительно прочитайте текст:

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории. (Е. Осетров)

Выполнить задания:

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

- Как человек должен относиться к своей истории?

- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

 


  1.  6 класс

  2. Формирование регулятивных УУД

  3. Задание 5. Имя существительное.

  4.  Цель:  развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки

  5. Содержание работы:


Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану:

  • Что это такое?

  • Грамматическое значение.

  • Морфологическое значение.

  • Синтаксическое значение.

  • Все ли верно в вашем рассказе? (учащиеся читают правило в учебнике).


  1.  6 класс

  2. Формирование регулятивных УУД

  3. Задание 5. Неопределенная форма глагола

  4.  Цель:  формирование умения определять цель урока по теме урока Содержание работы:


Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

Дать определение глаголу.

Мне нравится искать глаголы в тексте.

Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание: Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился – зря прожил день.

 

  1.  6 класс

  2. Формирование коммуникативных УУД

  3. Задание 5. Проверь знания у соседа. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Словообразование и орфография».

  4.  Цель:  слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  5. Содержание работы:

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Задание:

Теоретический блок:

План:

1. Что такое словообразование?

2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?

3. Что такое словообразовательный разбор?

4. Что такое словообразовательная цепочка?

После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок:

Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.



  1. 6 класс

  2. Формирование коммуникативных УУД

  3. Задание 5. Дружеское послание

  4. Цель:  формирование коммуникативных действий, связанных с умением проявлять индивидуальные качества и творческие способности, научить анализировать свои мысли, чувства, проблемы, поступки в письменной форме Содержание работы:


Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: перед тем, как начать урок, ребята разбиваются на пары. Каждая пара проводит исследовательскую работу на следующие темы: «Правила написания письма», «Что такое дружеское послание», «Основные компоненты письма», «Примеры дружеских посланий известных людей: А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Горького».

После прослушивания подготовленных работ идет их обсуждение. Подводя итог, ребятам в парах предлагается написать дружеское послание одному из одноклассников.

Далее заслушиваются дружеские послания ребят. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о прослушанных текстах.