Упражнения на уроках изобразительного искусства в 2-4 классах по программе Б.Неменского.
/Методические рекомендации/
Повышение эффективности преподавания изобразительного искусства в современной школе занимает одно из важных мест в работе учителя.
Большая работа была проведена учителем по совершенствованию проведения уроков.
Одним из примеров эффективности можно отметить применение учителем на уроках упражнений по технике живописи и рисунку. Эти упражнения и способствовали повышению качества выполняемых работ учащимися на уроке.
Уроки изобразительного искусства строились по следующему плану:
1. Объяснение учителя - 8-10 мин.
2. Упражнения - 10-15 мин.
3.Выполнение задания на основе полученных знаний при выполнении упражнений -18-26 мин.
Предварительные упражнения на уроках изобразительного искусства.
I. Виды работ на уроках.
1. Эскиз.
2. Набросок.
3. Упражнение.
Упражнение – это развитие какой-то отдельной способности или навыка, вспомогательного по отношению к основному заданию (набросок, эскиз, длительная работа) и способствующего более качественному и быстрому выполнению основной работы.
Упражнение не имеет самодавлеющего значения. Развиваемые с его помощью навыки или действия должны органично влиться в состав более сложных изобразительных задач. Вместе с тем лист, на котором выполнен ряд упражнений, может представлять собой законченное художественное целое по расположению, строю своих элементов.
II. Место упражнений в структуре задач урока.
1. Упражнения с целью освоения нового материала.
2. Упражнения с целью повторения и закрепления знаний и навыков.
3. Творческие упражнения.
4. Технические упражнения.
III. Типы упражнений и их основные разновидности.
1. Навыки движения руки (карандашом, палочкой, концом кисти).
1. Проведение вертикальных линий.
2. Проведение горизонтальных линий.
3. Проведение линий в наклонном, заданном и произвольном направлении. Штриховка в разных направлениях.
4. Проведение округлых и изогнутых линий произвольной и заданной формы.
5. Рисование окружностей.
6. Рисование более сложных форм одним движением (прямоугольников, ромбов, очертаний листьев, цветов и т.п.).
7. Проведение линий и элементов шрифта пером и палочкой.
2. Техника акварельной живописи (инструменты, материалы, приемы).
1. Промывка бумаги водой с помощью тампона.
2. Нанесение цвета кистью.
3. Тонирование бумаги цветом (равномерная отмывка).
4. Вливание одного цвета в другой.
5. Работа красками по влажному фону.
6. Работа красками по сухому фону.
7. Упражнения на плавные переходы (неравномерная отмывка с добавлением воды или пигмента).
Примечание: аналогичные упражнения в использовании материалов, инструментов и приемов могут быть использованы к работе гуашью, тушью, различным формам печати и т.д.
3. Упражнения в передаче явления объёма и пространства.
1. Отработка основных этапов организации перспективной формы рисунка простого предмета в вертикальном положении (переднее ребро, уходящие грани, их ограничение, верхний и нижний круг и т.п.).
2. Зарисовка простого предмета с целью отработки навыка быстрого определения точки схода и линии горизонта относительно данного предмета.
3. Зарисовка предметов в сложном пространственном положении (под различными углами, выше, и ниже горизонта).
4. Определение основных элементов перспективной формы (линии горизонта, точек схода) по заданному рисунку.
5. Условное изображение предмета с нанесением схемы распределения света и тени: освещенных и затененных поверхностей, границы света и тени, формы падающей тени и т.п.
6. Зарисовка предмета с выявлением его конструкции.
7. Зарисовка групп предметов с целью овладения понятием плановости пространства.
4. Упражнения в цвете.
1. Смешение основных цветов в разных пропорциях и получение ряда промежуточных оттенков.
2. Подбор гаммы теплых цветов.
3. Подбор гаммы холодных цветов.
4. Подбор вариантов тона одного из основных цветов.
5. Организация отношения выступающих и отступающих цветов.
6. Сочетания контрастных и дополнительных цветов.
5. Композиционные упражнения.
1. Составление композиции заданной формы (в круге, в квадрате, в прямоугольнике) из ограниченного набора однотипных плоских геометрических фигур: полукругов, кругов, квадратов, прямоугольников, фигур произвольной формы, вырезанных из цветной бумаги.
2. То же упражнение из фигур одного или нескольких цветов (цветовая композиция, цветовой ритм) как разновидность упражнений в цвете(теплые, холодные и т.д.).
3. Составление композиции натюрморта, аналогичному заданию, из плоских фигур предметов быта, вырезанных из цветной бумаги.
4. Составление тематической композиции из заданного числа схематических силуэтов: дом человек, автомашина, животное дерево….
5. Составление композиции к заданию декоративного характера из вырезанных силуэтов цветов, листьев и т.п.
6. Составление схемы цветового решения тематического рисунка.
6.Упражнения при рисовании фигуры человека.
1. Схематическое рисование фигуры человека по памяти и наблюдению: передача основных элементов, их взаимного положения, пропорции и т.д.
2. Рисование фигуры человека в движении (основные места сгиба, пределы движений, характерные позы и т. д.).
3. Рисование фигуры человека одним цветом кистью.
Разработка других типов упражнений и составляет задачу творческого участия педагога. В зависимости от форм рисуемых предметов перед учащимися ставятся различные изобразительные задачи и, естественно, выбираются различные по своему характеру упражнения.
Так, при рисовании цветов и листьев в 3 классе важно их рассмотреть и сравнить. После беседы, рассматривания зрительного ряда дети рассматривают стоящие в классе цветы, изучают цветовую окраску, листья, стебли – общие и индивидуальные свойства.
Далее учитель предлагает выполнить упражнения на передачу некоторых секретов техники живописи и продемонстрировать разные приемы рисования кистью. Упражнение на закрепление приемов рисования кистью. Учащиеся вспоминают приемы, которые используют художники при создании художественного изображения. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.) Учитель на доске отрабатывает прием работы «по - сухому». Поэтапно показывает прием работы «по - сухому» с постепенным насыщением цвета.
Цель этих упражнений заключается в том, чтобы научить учащихся овладевать различной техникой живописи, передавая образное звучание цвета.