СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на уроках изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на уроках изобразительного искусства.»

Упражнения на уроках изобразительного искусства в 2-4 классах по программе Б.Неменского.

/Методические рекомендации/



Повышение эффективности преподавания изобразительного искусства в современной школе занимает одно из важных мест в работе учителя.

Большая работа была проведена учителем по совершенствованию проведения уроков.

Одним из примеров эффективности можно отметить применение учителем на уроках упражнений по технике живописи и рисунку. Эти упражнения и способствовали повышению качества выполняемых работ учащимися на уроке.

Уроки изобразительного искусства строились по следующему плану:

1. Объяснение учителя - 8-10 мин.

2. Упражнения - 10-15 мин.

3.Выполнение задания на основе полученных знаний при выполнении упражнений -18-26 мин.


Предварительные упражнения на уроках изобразительного искусства.

I. Виды работ на уроках.

1. Эскиз.

2. Набросок.

3. Упражнение.

Упражнение – это развитие какой-то отдельной способности или навыка, вспомогательного по отношению к основному заданию (набросок, эскиз, длительная работа) и способствующего более качественному и быстрому выполнению основной работы.

Упражнение не имеет самодавлеющего значения. Развиваемые с его помощью навыки или действия должны органично влиться в состав более сложных изобразительных задач. Вместе с тем лист, на котором выполнен ряд упражнений, может представлять собой законченное художественное целое по расположению, строю своих элементов.


II. Место упражнений в структуре задач урока.

1. Упражнения с целью освоения нового материала.

2. Упражнения с целью повторения и закрепления знаний и навыков.

3. Творческие упражнения.

4. Технические упражнения.


III. Типы упражнений и их основные разновидности.


1. Навыки движения руки (карандашом, палочкой, концом кисти).


1. Проведение вертикальных линий.

2. Проведение горизонтальных линий.

3. Проведение линий в наклонном, заданном и произвольном направлении. Штриховка в разных направлениях.

4. Проведение округлых и изогнутых линий произвольной и заданной формы.

5. Рисование окружностей.

6. Рисование более сложных форм одним движением (прямоугольников, ромбов, очертаний листьев, цветов и т.п.).

7. Проведение линий и элементов шрифта пером и палочкой.


2. Техника акварельной живописи (инструменты, материалы, приемы).


1. Промывка бумаги водой с помощью тампона.

2. Нанесение цвета кистью.

3. Тонирование бумаги цветом (равномерная отмывка).

4. Вливание одного цвета в другой.

5. Работа красками по влажному фону.

6. Работа красками по сухому фону.

7. Упражнения на плавные переходы (неравномерная отмывка с добавлением воды или пигмента).


Примечание: аналогичные упражнения в использовании материалов, инструментов и приемов могут быть использованы к работе гуашью, тушью, различным формам печати и т.д.


3. Упражнения в передаче явления объёма и пространства.

1. Отработка основных этапов организации перспективной формы рисунка простого предмета в вертикальном положении (переднее ребро, уходящие грани, их ограничение, верхний и нижний круг и т.п.).

2. Зарисовка простого предмета с целью отработки навыка быстрого определения точки схода и линии горизонта относительно данного предмета.

3. Зарисовка предметов в сложном пространственном положении (под различными углами, выше, и ниже горизонта).

4. Определение основных элементов перспективной формы (линии горизонта, точек схода) по заданному рисунку.

5. Условное изображение предмета с нанесением схемы распределения света и тени: освещенных и затененных поверхностей, границы света и тени, формы падающей тени и т.п.

6. Зарисовка предмета с выявлением его конструкции.

7. Зарисовка групп предметов с целью овладения понятием плановости пространства.


4. Упражнения в цвете.

1. Смешение основных цветов в разных пропорциях и получение ряда промежуточных оттенков.

2. Подбор гаммы теплых цветов.

3. Подбор гаммы холодных цветов.

4. Подбор вариантов тона одного из основных цветов.

5. Организация отношения выступающих и отступающих цветов.

6. Сочетания контрастных и дополнительных цветов.


5. Композиционные упражнения.

1. Составление композиции заданной формы (в круге, в квадрате, в прямоугольнике) из ограниченного набора однотипных плоских геометрических фигур: полукругов, кругов, квадратов, прямоугольников, фигур произвольной формы, вырезанных из цветной бумаги.

2. То же упражнение из фигур одного или нескольких цветов (цветовая композиция, цветовой ритм) как разновидность упражнений в цвете(теплые, холодные и т.д.).

3. Составление композиции натюрморта, аналогичному заданию, из плоских фигур предметов быта, вырезанных из цветной бумаги.

4. Составление тематической композиции из заданного числа схематических силуэтов: дом человек, автомашина, животное дерево….

5. Составление композиции к заданию декоративного характера из вырезанных силуэтов цветов, листьев и т.п.

6. Составление схемы цветового решения тематического рисунка.


6.Упражнения при рисовании фигуры человека.

1. Схематическое рисование фигуры человека по памяти и наблюдению: передача основных элементов, их взаимного положения, пропорции и т.д.

2. Рисование фигуры человека в движении (основные места сгиба, пределы движений, характерные позы и т. д.).

3. Рисование фигуры человека одним цветом кистью.


Разработка других типов упражнений и составляет задачу творческого участия педагога. В зависимости от форм рисуемых предметов перед учащимися ставятся различные изобразительные задачи и, естественно, выбираются различные по своему характеру упражнения.



Так, при рисовании цветов и листьев в 3 классе важно их рассмотреть и сравнить. После беседы, рассматривания зрительного ряда дети рассматривают стоящие в классе цветы, изучают цветовую окраску, листья, стебли – общие и индивидуальные свойства.

Далее учитель предлагает выполнить упражнения на передачу некоторых секретов техники живописи и продемонстрировать разные приемы рисования кистью. Упражнение на закрепление приемов рисования кистью. Учащиеся вспоминают приемы, которые используют художники при создании художественного изображения. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.) Учитель на доске отрабатывает прием работы «по - сухому». Поэтапно показывает прием работы «по - сухому» с постепенным насыщением цвета.

Цель этих упражнений заключается в том, чтобы научить учащихся овладевать различной техникой живописи, передавая образное звучание цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!