Упражнения на память физических действий на занятиях театральной деятельностью
Цели и задачи:
- развивать у участников коллектива умение переносить физическую память в сценическую жизнь;
- научить участников театра работать при развитии данного вида памяти как с предметами, так и без них;
- показать необходимость разработки памяти физических действий как одной из основополагающих в театральном искусстве.
Ход занятия
Выполнение упражнений на развитие памяти.
Игры на память физических действий способствуют развитию чувства правды, веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, надо представить себе, какой он: большой или маленький, тяжелый или легкий, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника.
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато мы вам покажем!»
Цель: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры
Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», а с другой стороны – остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
ДЕТИ. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
ДЕТИ. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дат правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внучата» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новый «дедушка» и «внучата».
Игра «Король»
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры
С помощью считалки выбирается ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на несколько групп и договариваются, что они будут делать. На какую работу наниматься затем ни группами подходят к королю.
РАБОТНИКИ. Здравствуй. Король!
КОРОЛЬ. Здравствуйте!
РАБОТНИКИ. Нужны вам работники
КОРОЛЬ. А что вы умеете делать
РАБОТНИКИ. А ты отгадай!
Дети. Действуя с воображаемыми предметами. Демонстрируют различные профессии6 готовят еду. Стирают белье. Шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно. То догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем.
Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.д.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).
Можно предложить этюда на основные эмоции: «Радость», «гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста.
Работа над играми –импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
Итоги, результаты занятия.
Дети приобретают в ходе данных занятий навыки оправданного сценического поведения.