Русский язык
2 класс
Тема: Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия»
Асанова Т.М.
г. Бахчисарай
Русский язык 2 класс
Тема: Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Цель: 1. Создать условия для обобщения знаний о способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи:
Закрепить знания о написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне; совершенствовать умения применять правильный способ проверки орфограмм.
Развивать орфографическую зоркость, учить осуществлять орфографический самоконтроль.
Развивать речь, внимание, память.
Формировать интерес к русскому языку, воспитывать аккуратность.
УУД:
Предметные: Объяснять правописание слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне и парными согласными в корне слова. Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Характеризовать звуки речи.
Составлять предложения из разрозненных слов.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Тип урока: урок-закрепление.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, изображения сказочных персонажей, домики с буквами.
Ход урока
Орг. момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Введение в тему. Постановка цели урока.
- Предлагаю вам, ребята, поиграть. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое, и почему?
1 ряд: свет, зима, снежок
2 ряд: скользкий, дом, лёд
3 ряд: декабрь, мороз, урок
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что общего у этих слов?
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы для себя поставим?
- Сегодня вы не просто повторите всё, что мы изучили на последних уроках, но и оцените сами свои знания и свою работу на уроке при помощи смайликов.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие.
-А какое путешествие нас ждёт, вы узнаете, отгадав загадку.
Вымышленная история со счастливым концом
И обязательной победой добра над злом. (сказка)
- Итак, выполняя различные задания, мы будем путешествовать по сказкам.
III. Но вначале - минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика
- Назовите первый звук в слове сказка.
– Дайте ему характеристику.
- Какой буквой обозначается?
Запишите красиво эту букву, связав по две волшебной верёвочкой.
На доске: с с
Ска..ка
- Какая орфограмма в слове сказка? Запишите слово.
- Подберите однокоренное слово обозначающее признак предмета. (сказочный)
- А теперь слово название предмета, отвечающее на вопрос «кто?» (сказочник)
- Кого называют сказочником? (сочинитель или рассказчик сказок (по Ожегову))
- В путешествии нас будет сопровождать Гномик- сказочник.
Он будет загадывать загадки о сказочных героях, и задавать интересные задания.
-Оцените свою работу на этом этапе урока.
IV. Актуализация знаний.
Словарная работа.
А вот и первая загадка:
Н
а метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи-ножки,
Мчись к бабуле по дорожке. (Баба- Яга)
- Вспомните сказки, в которых одной из главных героев является Баба- Яга.
- Хоть Баба- Яга и отрицательная героиня сказок. Но всё - таки она пожилой человек, и мы ей должны помочь.
- Сказочник предлагает выполнить словарную работу, заглянув к Яге огород.
А у бабки то на грядке,
Вперемешку с сорняком
И
морковка, и картошка,
И капуста с огурцом.
Кто из вас слова найдёт
Всё по теме «Огород».
- Назовите словарные слова ( названия растений), которые видите на иллюстрации .
( морковка, картошка, капуста, огурец, помидор) – комментированное письмо
- Как одним словом назвать растения ? ( овощи)
V . Работа по теме урока
Вторая загадка от сказочника –
Всё пустяк для Дурака,
Не продаст он лишь конька:
Хоть ушастый ростом мал,
Расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся? ...Горбунок!
П
рискакал Конёк в деревню, а в ней всего 6 домов. В каждом домике проживает буква, которые нужно вставить в слова. Поселите каждого жителя в свой домик.
С…рока, гн..здо, за..ц, б..рёза, л..нейка, к..чели, з..мл..ника, с..ница, н..чевать, с..дит, д..вно, гл..дит, зв..рёк, зв..нок, уд..вление.
-Оцените свою работу с помощью смайликов.
Физминутка
VI . Работа по теме урока (продолжение)
-Какое задание мы можем здесь выполнить?
Собери пословицу. Запиши её. Подчеркни слова с парными согласными, которые надо проверять. Обозначь в словах ударение.
серёжки. У сапожки, а курицы у петуха
VII. Закрепление изученного (Самостоятельная работа)
А наш сказочник не спит,
Вновь с загадками спешит.
***
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли. (репка)
***
Круглый шар из печки – прыг,
Он как мяч, к прыжкам привык.
По дорожке покатился,
И никто не удивился. (Колобок)
- На доске вы видите вперемешку слова из данных сказок. Выпишите по вариантам подходящие для сказки слова.
I вариант – « Репка»
II вариант – «Колобок»
На доске: Де…, ба …ка, колобо..., внуч?ка, за…ц, мы..ка, л…са, Жуч?ка, м..две..ь, ре…ка, вол…, ко…ка.
- Оцените свою работу.
VIII Подведение итогов. Рефлексия.
- Подходит к концу наш урок. Подведём итоги. Кому понравился урок? Достигли ли мы поставленных целей? – Как проверить безударную гласную, парную согласную? Какие виды сказок встретились на уроке? Оценим свою работу на уроке с помощью смайликов.
( авторская волшебная, бытовые)
IX Домашнее задание. (Карточка)
-Найдите ошибки в словах. Объясните правильное написание.
Чяжка и крушка спорят друк с друшкой,
Кто из них вдоме нужней.
Лошка и блютце звонко смиются
И утишают друзей:
-К чяшечьке – блюдечько. В кружечку – ложечька.
Каждый по-своему нужен немножечько.