1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. -Давайте проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, пенал, линейка и раздаточный материал. -Ребята, а какие равенства вы уже знаете? -Почему мы называем математические записи равенствами? -А с какими выражениями вы уже знакомы? -Что значит решить числовые выражения? -Что значит решить буквенные выражения? -Все правильно, знания этого материала вампоможет в изучении нового. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. -Мы знаем числовые равенства. -Мы сравниваем левую и правую часть, которые между собой должны быть равны, поэтому мы ставим знак равенства. -Мы уже знакомы с числовыми и буквенными выражениями. -Это значит, что мы работаем с числами, вычисляем и находим значение выражения. -Это значит, что нам нужно знать, чему равно значение конкретной буквы | Коммуникативные: включаться в диалог. Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Отступите от предыдущей работы 4 клеточки и запишите число и классная работа. Как только запишите, обратите внимание на доску и на карточки перед собой. 40+29= 30+17= 30-12= 50+26= 50-15= 80+19= 70-11= 70-49= - Давайте с вами прочитаем разными способами данные выражения и найдём значение каждого выражения. Читаем выражения вслух, начиная с первого ряда по цепочке. -Молодцы, скажите, с какими выражениями мы с вами только что поработали? -Верно, а как называются данные записи? -Значит, с какими равенствами мы с вами работали? -А какие арифметические выражения мы выполнили? -Всё верно, молодцы! Обратите теперь внимание на доску. Скажите, пожалуйста, как мы называем эту запись? 29-k, при k=4, при k=7 -Верно, давайте с вами прочитаем. Одно выражение читает только один ученик. -Что называют буквенными выражениями? -Верно, давайте с вами найдём значение данного выражения, как мы это сделаем? -Какую запись мы сделаем? -Какая будет вторая запись? -Молодцы! А теперь, возьмите в ручки карточки, которые я вам выдала. -Догадайтесь, куда мы с вами сегодня попадём? -А как вы догадались, что мы попадём именно туда? -Давайте с вами посмотрим на доску, что написано на доске? -А что вы можете сказать о равенствах? -Верно, давайте посмотри на первого мальчика в зелёной футболке. Какое у него число в руках? -Какое равенство мы получим? -А как вы думаете, верно ли данное равенство? -А почему? -Верно, а какое число нам предлагает второй мальчик? -Верно, какое равенство мы получим? -А верно ли данное равенство? -А почему? -Всё верно, молодцы, а какое число нам предлагает собачка? -А если мы подставим число 8, то какое равенство получим? -Верно ли данное равенство? -Почему? -Верно, молодцы! А что мы можем подставить кроме чисел, для того, чтобы проверить верно равенство или нет? -Ребята, а как вы думаете, как будет называться эта запись, если мы подставим вместо числа латинскую букву? -Что нам нужно сделать? -А где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова: «Я не смог(ла) это сделать, потому что…», объясните, пожалуйста причину своего затруднения. -Что нам нужно, чтобы выйти из ситуации затруднения? | Записывают число и классная работа. -Сумма 40 и 29 равна 69 -Если из 30 вычесть 12, то получим 18 -Уменьшаемое 50, вычитаемое 15, разность 35 -Из 70 отнять 11, получим 59 -Первое слагаемое 30, второе слагаемое 17, сумма 47 -К 50 прибавить 26, получим 66 -80 плюс 19, равно 99 -Из 70 отнять 49, получится 21 -Мы поработали с числовыми выражениями -Равенства -Мы работали с числовыми равенствами. -Сложение и вычитание -Это буквенные выражения -29 минус ка, при ка равно 4 и при ка равно 7. -Буквенные выражения – это выражения, в которых есть не только числа, но и буквы. -Нам нужно подставить число -29-k, при k=4 29-4=25 -29-k, при k=7 29-7=21 -В школу -На картинке изображены дети и собака с числами в школьной обстановке. -На доске записано равенство -Для того, чтобы нам узнать, верно ли это равенство, нам нужно подставить конкретное число. -У мальчика в руках число 6 -6 плюс 4 равно 12 -Нет -Потому что левая и правая часть не совпадает. -Второй мальчик нам предлагает число 7 - 7 плюс 4 равно 12 -Нет -Потому что левая и правая часть не совпадает. -Собачка нам предлагает число 8 - 8 плюс 4 равно 12 -Да -Потому что левая и правая часть совпадает -Мы можем подставить букву латинского алфавита Возникает затруднение -Остановиться и подумать. -В объяснении, названии -Потому что мы не знаем, как называется равенство с латинской буквой «Я не смог это сделать, потому что не знаю, как называется равенство с латинской буквой» -Нам нужно узнать всё о равенствах | Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Предметные: знают различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; что такое равенство. Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
3. Действие целеполагание | -Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80. И давайте прочитаем тему нашего урока жужжащим чтением. -Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня наша речь на уроке? -Верно, давайте прочитаем с вами жужжащим чтением цель, которую предлагает нам автор под треугольником. -Что мы сегодня узнаем и чему мы сегодня научимся? -Молодцы! | -Уравнение -Об уравнениях Читают цель урока. -Мы узнаем, что называют уравнением и научимся решать уравнения. | Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Ребята, давайте с вами прочитаем первое предложение на страничке 80 под картиночкой жужжащим чтением. -Теперь, повернитесь, пожалуйста, друг к другу и расскажите правило своему соседу по парте -Давайте теперь прочитаем следующее предложение жужжащим чтением. - Как обозначают в уравнении неизвестное число? -Верно, прочитайте теперь правило до конца жужжащим чтением. -Что значит решить уравнение? -Молодцы, а кто запомнил и сможет один рассказать правило для всех? -Умничка! Давайте посмотрим на доску. х+4= 12 – это уравнение -Давайте прочитаем его все вместе, сначала прочитаю я, а потом мы все вместе. Икс плюс 4 равно 12. -Молодцы, как мы найдём неизвестное слагаемое? -Что мы нашли? -Верно, записываем в тетрадь, помните, что каждый символ ставится в свою клеточку. Теперь после подстановки, мы пишем слово проверка справа с большой буквы и ставим двоеточие. Подставляем, то значение х, которое мы получили. У нас получается 8 + 4 = 12. Совпадает ли левая и правая часть? -Можно ли сказать, что уравнение решено верно? -Отлично. | Читают первое предложениежужжащим чтением. Работают в парах. Читают второе предложение жужжащим чтением. -Неизвестное число обозначают маленькой латинской буквой Читают до конца правило. -Это значит, что нужно найти все такие значений х (если они есть), при которых равенство будет верным. Отвечает один ученик. Читают вместе с учителем. -Нам нужно из суммы вычесть из 12 вычесть 4, получается 8. -Неизвестное слагаемое. -Да -Да | Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; что такое равенство. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; определять закономерность и продолжать её. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, теперь, давайте выполним задание №1 на страничке 80. Задание выполняем письменно. Прочитайте, пожалуйста, задание, кого-нибудь попрошу повторить. -Что нам нужно сделать? -Верно, давайте с вами посмотрим на первое уравнение, прочитайте его. -Что нам неизвестно? -Как мы его найдём? -Записываем: 9+х=14 х=14-9 х=5 Не забываем, что каждый символ стоит в своей клеточке. -Для того, чтобы понять верно ли решено уравнение или нет, запишем проверку справа с большой буквы. Какая проверка у нас получится? -Верно ли решено уравнение? -Молодцы, решаем второе уравнение, прочитайте его. -Что нам неизвестно? -Как мы его найдём? -Записываем: х+7=10 х=10-7 х=7 Не забываем, что каждый символ стоит в своей клеточке. -Для того, чтобы понять верно ли решено уравнение или нет, запишем проверку справа с большой буквы. Какая проверка у нас получится? -Верно ли решено уравнение? -Молодцы, теперь попрошу некоторых ребят выйти к доске и решить уравнения у доски. -Молодцы! | Дети читают. Один ученик повторяет. -Нам нужно подобрать значение х, при котором будет верное равенство. -9 плюс икс равно 14. -Нам неизвестно второе слагаемое -Мы из суммы вычтем первое слагаемое Записывают в тетрадь. -9+5=14 -Да -Икс плюс 7 равно 10 - Нам неизвестно первое слагаемое -Мы из суммы вычтем второе слагаемое. -3+7=10 -Да Выходят и решают уравнения по очереди. -7-х=2 7 минус икс равно двум. Нам неизвестно вычитаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно из уменьшаемого вычесть разность. Записывает: х=7-2 х=5 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 7-5=2 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. -5-х=4 5 минус икс равно четырем. Нам неизвестно вычитаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно из уменьшаемого вычесть разность. Записывает: х=5-4 х=1 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 5-4=1 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. -х-1=0 Икс минус 1 равно 0. Нам неизвестно Уменьшаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно к разности прибавить вычитаемое. Записывает: х=0+1 х=1 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 1-1=0 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. -10-х=5 10 минус икс равно 5. Нам неизвестно вычитаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно из уменьшаемого вычесть разность. Записывает: х=10-5 х=5 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 10-5=5 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. -х+5=6 Икс плюс 5 равно 6 Нам неизвестно первое слагаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно из суммы вычесть второе слагаемое Записывает: х=6-5 х=1 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 1+5=6 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. -х+3=4 Икс плюс 3 равно 4. Нам неизвестно первое слагаемое. Для того, чтобы его найти нам нужно из суммы вычесть первое слагаемое Записывает: х=4-3 х=1 Запишем проверку справа с большой буквы. Каждый символ стоит в своей клеточке. Проверка: 1+3=4 Уравнение решено верно, так как обе части равенства совпадают. | Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; что такое равенство. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться. |
7. Рефлексивно-оценочные действия | -Теперь, ребята, наш урок подходит к концу. -Какая была цель нашего сегодняшнего урока? -Достигли ли мы цель поставленную на уроке? -Скажите, пожалуйста, что называют уравнением? - С помощью звёздочек-эмоций передайте ваше настроение на уроке. Детям раздаю карточки с изображениями звёздочек. - Красную звёздочку поднимают те дети, которым на уроке было трудно понять материал. - Жёлтую звёздочку поднимают те дети, которые думают, что на уроке всё усвоили, но допустили некоторые ошибки - Зелёную звёздочку поднимают те дети, которые думают, что урок был полезен, и они хорошо поработали. - Я вижу много зелёных звёздочке, очень хорошо. | -Цель сегодняшнего урока была, узнать, что называют уравнением и научиться решать уравнения. -Да -Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое нужно найти. Поднимают звёздочки. | Регулятивные: оценивать результаты работы по выработанным критериям. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться. Личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |