СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнения химических реакций. Реакции соединения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: "Уравнения химических реакций. Реакции соединения" для учащихся 8 класса.

Цель  урока: рассмотреть сущность реакций соединения. Научить учащихся составлять уравнения реакций соединения.

Просмотр содержимого документа
«Уравнения химических реакций. Реакции соединения.»

Тема урока:

Уравнения химических реакций. Реакции соединения

Класс: 8

Цели

  • Образовательные: рассмотреть сущность реакций соединения. Научить учащихся составлять уравнения реакций соединения.

  • Развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.

  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах "ученик-ученик", "учитель-уче-ник"; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы:

Мультимедийная установка, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, сера, уголек, стакан с водой, индикатор лакмус, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразо-вательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000).

Ход урока

1. Организационный момент.

Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений навыков.

2. Актуализация знаний.

Мы изучаем главу "Изменения, происходящие с веществами" и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими.

  • В чем отличие химического явления от физического?

  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

  • Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?

  • Дайте формулировку этого закона.

Презентация.

Вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. Химические явления, или химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.

Сегодня перед нами стоит задача - изучить один из типов химических реакций, научиться данные реакции распознавать среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.

3. Изучение нового материала.

Для того, чтобы познакомить вас с реакциями, я проведу ряд опытов (Опыт № 1).

Демонстрационный опыт 1

Горение красного фосфора в кислороде.

По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?

Подставьте в схему проведенной реакции

Фосфор + кислород -оксид фосфора (V)

Вместо названий веществ их химические формулы P + O2 - P2O5

Посмотрите на схему реакции. Не нарушает ли она закон сохранения массы веществ? Число атомов элементов до и после реакции неодинаково.

Чтобы этот закон соблюдался, необходимо составить уравнение химической реакции, расставив коэффициенты 4P + 5O2 - 2P2O5

Демонстрационный опыт 2.

Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

В колбу с оксидом фосфора (V) наливаю воду. Что вы наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция? (Раствор окрасился в красный цвет).

Схема реакции: Оксид фосфора (V) + вода - фосфорная кислота

Подставьте в эту схему формулы веществ: P2O5 + H2O - H3PO4

Расставьте коэффициенты: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

СЛАЙД 3

Демонстрационный опыт 3.

Горение серы в кислороде.

Схема реакции: Сера + кислород - оксид серы (IV)

Подставьте в эту схему формулы веществ: S + O2 = SO2

Необходимы здесь коэффициенты?

Демонстрационный опыт 4.

Взаимодействие оксида серы (IV) с водой.

В колбу с оксидом серы (IV) наливаю воду. Что наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По окраске лакмуса определите среду раствора.

Схема этой реакции: Оксид серы(IV) + вода - сернистая кислота

Подставьте в схему формулы веществ: SO2 + H2O = H2SO3

Необходимы здесь коэффициенты?

Видеокассета

Демонстрация взаимодействия брома и алюминия.

Схема этой реакции: Алюминий + бром -бромид алюминия

Подставьте в схему формулы веществ: Al + Br2 - AlBr3

Расставьте коэффициенты: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3

Обратите внимание, сколько веществ вступило в этих реакциях и сколько веществ образовалось?

СЛАЙД 4.

Такой тип реакций относится к реакциям соединения.

Запись определения в тетрадь: Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Соединение простых веществ в одно сложное вещество: А + В = АВ

Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество:

АВ + СВ = АСВ2

4. Закрепление материала.

СЛАЙД 5.

На экране написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения, запишите их схемы в тетрадь и расставьте коэффициенты.

Класс работает самостоятельно, затем ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.

5. Заключительная часть.

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.