Тема урока:
Уравнения химических реакций. Реакции соединения
Класс: 8
Цели
Развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.
Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах "ученик-ученик", "учитель-уче-ник"; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Оборудование и реактивы:
Мультимедийная установка, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, сера, уголек, стакан с водой, индикатор лакмус, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразо-вательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000).
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений навыков.
2. Актуализация знаний.
Мы изучаем главу "Изменения, происходящие с веществами" и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими.
В чем отличие химического явления от физического?
По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?
Дайте формулировку этого закона.
Презентация.
Вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. Химические явления, или химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.
Сегодня перед нами стоит задача - изучить один из типов химических реакций, научиться данные реакции распознавать среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.
3. Изучение нового материала.
Для того, чтобы познакомить вас с реакциями, я проведу ряд опытов (Опыт № 1).
Демонстрационный опыт 1
Горение красного фосфора в кислороде.
По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?
Подставьте в схему проведенной реакции
Фосфор + кислород -оксид фосфора (V)
Вместо названий веществ их химические формулы P + O2 - P2O5
Посмотрите на схему реакции. Не нарушает ли она закон сохранения массы веществ? Число атомов элементов до и после реакции неодинаково.
Чтобы этот закон соблюдался, необходимо составить уравнение химической реакции, расставив коэффициенты 4P + 5O2 - 2P2O5
Демонстрационный опыт 2.
Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.
В колбу с оксидом фосфора (V) наливаю воду. Что вы наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция? (Раствор окрасился в красный цвет).
Схема реакции: Оксид фосфора (V) + вода - фосфорная кислота
Подставьте в эту схему формулы веществ: P2O5 + H2O - H3PO4
Расставьте коэффициенты: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
СЛАЙД 3
Демонстрационный опыт 3.
Горение серы в кислороде.
Схема реакции: Сера + кислород - оксид серы (IV)
Подставьте в эту схему формулы веществ: S + O2 = SO2
Необходимы здесь коэффициенты?
Демонстрационный опыт 4.
Взаимодействие оксида серы (IV) с водой.
В колбу с оксидом серы (IV) наливаю воду. Что наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По окраске лакмуса определите среду раствора.
Схема этой реакции: Оксид серы(IV) + вода - сернистая кислота
Подставьте в схему формулы веществ: SO2 + H2O = H2SO3
Необходимы здесь коэффициенты?
Видеокассета
Демонстрация взаимодействия брома и алюминия.
Схема этой реакции: Алюминий + бром -бромид алюминия
Подставьте в схему формулы веществ: Al + Br2 - AlBr3
Расставьте коэффициенты: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3
Обратите внимание, сколько веществ вступило в этих реакциях и сколько веществ образовалось?
СЛАЙД 4.
Такой тип реакций относится к реакциям соединения.
Запись определения в тетрадь: Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
Соединение простых веществ в одно сложное вещество: А + В = АВ
Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество:
АВ + СВ = АСВ2
4. Закрепление материала.
СЛАЙД 5.
На экране написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения, запишите их схемы в тетрадь и расставьте коэффициенты.
Класс работает самостоятельно, затем ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.
5. Заключительная часть.
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.