Мотивационно-целеполагающий этап | 7 мин | 1. Организационный момент. - проверка готовности учащихся к уроку - настрой обучающихся на работу 2. Преподаватель отмечает присутствующих студентов и настраивает на урок. Вступительное слово. Эпиграф: Моим стихом, Как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева, 1913 Марина Цветаева создала огромное количество произведений: 800 стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, более 1000 писем. Ей суждено было стать летописцем эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Цветаева как бы вобрала в себя все людские трагедии. «Эхо мира» отразилось в её судьбе. Н.Мандельштам в своих дневниках писала: «Я не знаю судьбы трагичнее Марины. Ни один роковой поворот того времени не обошел её стороной». Лирическая героиня дорожит каждым мгновением жизни, каждым переживанием, каждым впечатлением. В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой. | Настраиваются на рабочий лад: - организуют свое рабочее место - демонстрируют готовность к уроку Работа с эпиграфом Слушают | Создание мотивации, завладение вниманием обучающихся. Формирование интереса к процессу учебной деятельности, (ОК2) Развитие умения применять теоретические знания на практике, выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3) |
Деятельностно-содержательный этап | 33 мин | 1. Поэзия Цветаевой – это дневник и летопись эпохи. Касаясь одной темы, поэт всегда касается всей жизни. 2. Основной мотив – дисгармония, странничество, одиночество, спор с самим собой, с судьбой, разминованность душ. 3. Стихи Цветаевой – монолог, но монолог не героини, а результат отсутствия собеседника. Безадресность и музыкальность речи – это сущность фольклора. 4. Основной конфликт произведений – это вечное противостояние творца и мещанина, сиюминутного и вечного, быта и бытия. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. 5 Лирическая героиня Цветаевой всегда равна её личности, это человек, тонко чувствующий красоту, для которого притягателен и реальный мир, и мир фантазии, мечты, вымысла. Это сильная яркая личность, стремящаяся к активному действию, готовая спорить даже с Создателем. 6. Основные чувства: искренность, экспрессивность, романтический максимализм, одиночество, требование быть принятой и понятой. 7. Способы выражения чувств: наличие символов (рябина), детали быта, пейзаж, зрительные образы, цветопись, насыщенная звукопись, фольклорная музыкальность стиха; раешный стих (акцентный стих с парной рифмовкой), неповторимые интонации с использованием пауз, дробление лирического потока на самостоятельные отрезки, богатство ритма от (фольклорных плачей до военных маршей); стилистические и лексические контрасты, многоплановость слова (слово- звук - смысл), расчленение слова на слоги и морфемы, повторы слов, концентрированность, сгущение речи, особое использование знаков препинания. Анализ стихотворений М.И. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! …» (ПРИЛОЖЕНИЕ) Выступление групп ВЫВОД: 1. Оба стихотворения написаны в период эмиграции М. Цветаевой. Их объединяет одна тема – тема любви к России и невозможности вернуться на Родину. В стихотворении «Родина» эта тема раскрывается через обращение к родному языку и образу: «Россия, родина моя». В другом стихотворении тема любви к России связана с тоской души, утратившей свою близость к Родине. 2. Главная идея содержит внутреннее размышление о России, в которой открывается «гордыня», «родина моя» и символ единения с этой страной – «Но если по дороге – куст встает, особенно – рябина…». 3. Цветаева использует метафоры – «разоблаченная морока», сравнение – «как боль», «как госпиталь или казарма», «как бревно», «все даты – как рукой сняло». Использование стилистически окрашенной высокой лексики – «храм», «едино», «всяк», употребление кратких форм прилагательных – «чужд», «пуст» придает тексту завершенность. 4. Необычное построение предложений – инверсия – создает особый настрой. | Слушают, извлекают необходимую информацию, используют её в своих целях, делают вывод, обобщают, записывают Работа с поэтическим текстом Работа в группе Выступление групп Слушают, извлекают необходимую информацию, используют её в своих целях, делают вывод, обобщают, записывают | Умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Умения применять теоретические знания на практике Развитие умения применять теоретические знания на практике, выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3) Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2) |