СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Текстовая задача в одно действие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Текстовая задача в одно действие"»

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа №2 им. А. В. Хоптенко»

















Подготовила и провела: Багацкая И.Н.





Тема: «Задачи в одно действие» (повторение)
Цель:
• закрепить навыки решения задач в одно действие на сложение и вычитание;
• обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
Образовательные:
• продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
• закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
• повторить последовательность чисел в пределах 10;

Развивающие:
• развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
• совершенствовать мыслительные операции;
Воспитательные: развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.
• развивать навыки самооценки.

Оборудование: карточки с числами, портрет К.И. Чуковского, картинка «самовар».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы и целей урока.
Целью нашего урока будет показать умение решать задачи, примеры, работать самостоятельно и вместе. Урок у нас нетрадиционный, то есть необычный - математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель
Корней Иванович Чуковский.
Он принес с собой сказку. А вот какую , вы сейчас попробуете отгадать.
Название этой сказки зашифровано в примерах.

3. Индивидуальная работа.
У доски работают 4 человека, 4-ый ученик «заселяет» числами «домик» (состав числа 9). Используется модель «Засели домик».□ – 1 = 8 10 – □ = 8 7 – □ = 7
□ + 1 = 3 □ – 2 = 6 □ + 0 = 3
5 + □ = 6 □ – 2 = 7 4 – □ 0
7 + □ = 8 7 + □ = 9 □ – 0 = 5

-Как же называется эта сказка?
-«муха-Цокотуха»
Итак, сказка начинается..


Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.



4. Устный счёт.
Разгадывание ребусов:
100 Л.
ПРО 100 Р.
ВИ 3 НА.
Чтение слов на обратной стороне карточек (стол, простор, витрина).
Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).


Белка с рынка возвращалась и с лисою повстречалась.
Что ты, белочка несёшь? Задала лиса вопрос.
Я несу своим детишкам 2 ореха и 3 шишки.
Ты, лиса, мне подскажи, сколько будет 2+3?
Мы ходили на базар, выбирали там товар:
3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.
Сколько будет овощей?
Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
Все ли здесь цыплятки – детки,
надо сосчитать наседке:
6 – на грядках, 3 – во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)
5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
сколько всех их прилетело? (7)
Пошла Муха на базар и купила самовар
Дети решают арифметический диктант.



5. Арифметический диктант.
Записывают ответы в тетрадь, а один ученик на доске.
Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)
Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 2. Чему равна разность? (8)
5 уменьшить на 3. (2)
1 увеличить на 3. (4)
Из 6 вычесть 6. (0)
На сколько 3 меньше 6? (На 3)
Чему равна разность чисел 9 и 4? (5) Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)
Проверка диктанта.
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)
- Назовите самую маленькую цифру. (0)
- Назовите самую большую цифру. (9)
- Какие цифры пропущены? (1, 6)

-Самовар вскипел, угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Дети решают задачу.


6. Повторение знаний составных частей задачи.

7. Работа над задачей.
Составить задачу по краткой записи:
Было – 6 синиц.
Стало –10 синиц.
- О чём мы можем спросить в этой задаче? (Сколько синиц прилетело?)
Ведётся анализ задачи (по очереди дети говорят, о чём задача, называют её составные части, в тетради и на доске записывают решение и ответ).
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)
- Как вы можете записать условие задачи кратко?
Было Прилетели Стало
6 с. ? с. 10 с.
- Назовите целую часть в данной задаче? (Это число – 10.)
- Назовите части в задаче? (Это неизвестная часть и число – 6.)
- Как найти часть числа?
- Какой компонент в задаче неизвестен? (Слагаемое.)
- Как найти неизвестное слагаемое?
(Решение записывает на доске ученик, ответ – учитель.)
Попробуем составить обратную задачу, используя найденный ответ в условии.
На ветке сидели 6 синиц. К ним прилетели ещё 4 синицы. Сколько синиц стало на ветке?
Проводится анализ задачи. Затем дети записывают только решение (самостоятельно).
Дети меняются тетрадями. Проверяют. Кто все правильно решил? А кто сделал ошибки? Что вы пожелаете, посоветуете тем, кто сделал ошибки?


Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки
По три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!



8. Решение уравнений.


-Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые-
В них застёжки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла!



9.Физкультминутка.


Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
-Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки под лавочки,
А букашки под кровать-
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай – погибай,
Именинница!



10. Работа с геометрическим материалом.
Работа в группах.
На доске геометрические фигуры; 2 треугольника, четырёхугольник, 3 круга, квадрат (разного цвета).
Вопрос. Что вы видите на доске?
Задание. Разделить их на 2 группы.
- Как это можно сделать? (По цвету, по форме.)
Вопрос: Сколько здесь фигур? Какие?
Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту? Покажите квадрат. Что это за геометрическая фигура? (Прямоугольник с равными сторонами.) Сколько треугольников? На каком месте он расположен?
Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру?
Задание. Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.
Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске (на столах конверты с геометрическими фигурами, дети выкладывают на столах в том порядке, как и на доске)
-Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
-Ребята, кто спас Муху?

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Что мы сегодня делали на уроке?
Мы слушали? Да.
Мы решали примеры? Да.
Мы говорили? Да.
Мы решали задачи? Да.
Мы писали? Да.
Что понравилось на уроке?
Со всеми заданиями справились?


У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный – задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.



Тема: Текстовая задача в одно действие

Урок повторения

Цель: повторить понятие «задача», части задач, закрепить навыки решения задач в одно действие на сложение и вычитание.

Задачи:

1.Образовательные: повторить полученные знания о задаче, закрепить навыки решения задач в 1 действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи.

2.Развивающие: совершенствовать мыслительные операции, развивать навык самооценки.

3.Воспитательные: воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе обучения, уважение к товарищам.

Формы: фронтальная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь договариваться при работе в паре.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости – поприветствуйте их, пожалуйста.

-Я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

II. Актуализация знаний

- Проведём разминку:

1.Устный счет (при помощи веера с цифрами)

-Покажите число, при счете которое следует после 2. (3)

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое5, чему равна сумма? (7)

-Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

-Какое число надо прибавить к 7, чтобы получить 9? (2)

-Какое число надо вычесть из 6, чтобы получить 5? (1)

-Покажите следующее число после 8. (9)

-Из 6 вычесть 0. (6)

-На сколько 3 меньше 6? (На 3)

-Чему равна разность чисел 9 и 4? (5)

-Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 6. Чему равна разность? (4)

2.Введение в тему урока, мотивация (работа в парах):

-Сейчас вам предстоит работа в парах. Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга, не ссориться).

-Давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. У вас на партах находятся карточки (карточка №1). Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, нужно решить примеры и расшифровать ключевое слово.

9

5

2

5

4

5













8-3=

3+2=

8-6=

4+5=

4+1=

5-1=

а

а

д

з

а

ч



III. Сообщение темы и целей

- Тема нашего урока звучит так «Решение задач в одно действие». Давайте сформулируем цель урока.

- Сегодня на уроке мы… (сегодня на уроке мы будем решать задачи, закреплять умения).

- А именно – учиться правильно выбирать действие над данными числами в задаче.

IV. Работа по теме урока

Прочитайте два рассказа и сравните их. И скажите, какой из них – является задачей, докажите.

1. У зайца было 5 морковок, а у белочки 4. Сколько всего морковок у зверей?

2. Мишутка нашёл 6 грибочков, а ёжик 1 грибочек. Мишутка и белочка– звери, потому что их тело покрыто шерстью. (1-ый, т.к. в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления).

-Т.е. мы с вами знаем, что ЗАДАЧА – это математический рассказ, в котором есть вопрос… Еще? (Условие, решение и ответ).

-Мы с вами уже решали задачи. Напомните, как мы работаем над задачей.

Читаем задачу.

Выделяем условие и вопрос.

Находим и записываем решение.

Записываем ответ.

-Найдите в данной задаче и прочитайте УСЛОВИЕ.

-Прочитайте вопрос.

-Давайте решим задачу в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания – число 17, дайте характеристику числу (двузначное, нечетное, соседи числа 16,18).

V. Физ.минутка(Прописываем в воздухе правой рукой цифру 8, левой – 9 и т.д.)

-Возвращаемся к задаче. Условие и вопрос выделили. Что делаем далее? (Находим и записываем решение).

-Перед тем как записать решение, давайте сделаем схему к задаче. Как схематически изобразим количество моркови? (-геометрической фигурой, например, кругами).

-Записываем решение. Раз нужно найти сколько всего, это задача на «+» или «-» ?

-Записываем ответ по вопросу.

VI. Обобщение и систематизация (применений знаний и умений в новой ситуации)

1.Самостоятельное решение задачи (карточка №2)

На ветке сидели 6 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?

-Читаем, вместе разбираем, делаем схему. Сами записывают решение и ответ самостоятельно.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка со слайда. Самооценка, обсуждение допущенных ошибок.

VIII. Продолжение работы

1.Решение примеров

Учебник с.33 №4 – решение по действиям.

IX. Рефлексия, подведение итогов

- Давайте вспомним, какую тему мы повторили? Какая же цель урока у нас была? (Продолжать учиться находить и записывать решение задачи).

- В виде чего мы можем записать решение задачи? (Числового выражения).

- Что значит решить задачу? (Правильно выбрать действие над данными числами).

- Кто из вас научился это делать?

-Назовите составные части задач?

- Молодцы! Вы хорошо потрудились!