Урок 1. Литература - искусство слова
Цели: показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; показать связь литературы с другими видами искусства; познакомить учеников со структурой учебника-хрестоматии; дать понятие об основных художественных приемах — тропах.
Оборудование: выставка книг; учебник литературы (в двух частях).
Ход урока
I. Организационная пятиминутка
Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 5 классе: три урока в неделю.
II. Вступительное слово учителя
Вы уже окончили начальную школу, освоили азы, т. е. начала наук: русского языка, математики, истории, наук, изучающих природу. Теперь вам предстоит новый этап: более углубленное изучение того, что накоплено человечеством за время его существования. И одна из важнейших задач — изучение литературы. Со словом «литература» связаны представление вообще о письменности (литера — буква) и представление о любом письменном произведении.
Художественную литературу называют искусством слова. А без знания литературы, знания слова невозможно изучение любых других наук. В давние времена науки и искусства были нераздельны. Великие ученые древности были и писателями, и философами, и математиками, и астрономами. Даже в мифологии отражено единство науки и искусства. В мифологии Древней Греции, колыбели современной цивилизации, рассказывается о музах – дочерях Зевса и богини памяти Мнемосины. Они известны как покровительницы поэзии, искусств и науки. Среди девяти сестер-муз Эвтерпа - муза лирики, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии.
Человек, владеющий словом, способен овладеть многим из того, что узнало и поняло человечество за несколько тысячелетий своей истории. Для этого надо много трудиться и прежде всего прилагать усилия читательские. Мы будем учиться читать внимательно, вдумчиво, творчески. По словам С.Я. Маршака, «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». Наша задача — развивать в себе талант читателя. Это задача не только на школьные годы, но и на всю жизнь.
В 5 классе мы познакомимся с истоками литературного процесса, с основами литературоведческих знаний, т. е. заложим базу для дальнейшего успешного изучения литературы.
III. Беседа о книгах, прочитанных летом
Какие книги вам особенно запомнились?
Помните ли вы авторов этих книг?
Какие герои вызвали интерес?
Что, по-вашему, значит «уметь читать»?
IV. Знакомство с учебником-хрестоматией
1. Слово учителя.
Книга, по которой мы будем заниматься, называется «учебник-хрестоматия». Хрестоматия - сборник избранных произведений или отрывков из них. Мы будем учиться на лучших произведениях русской и мировой литературы.
Наш учебник-хрестоматия состоит из двух частей.
2. Беседа.
Кто автор-составитель учебника-хрестоматии? (Тамара Федоровна Курдюмова.) •
Какой художник оформил книги? (А.Г. Антонов.)
Заглянем на страницы оглавлений, узнаем содержание учебной книги.
Имена каких писателей вам знакомы?
Какие произведения этих писателей вы читали?
Перелистаем страницы учебника. Какие материалы, кромехудожественных произведений, вошли в него?
Комментарии учителя
Каждый раздел сопровожден вступительной статьей, в которой есть сведения об авторе, о жанре произведения, воспоминания современников писателей, дополнительные сведения, вопросы и задания разного уровня сложности. Для выполнения некоторых заданий понадобятся словари, энциклопедии, различные дополнительные материалы и книги.
В конце обеих частей помещены справочные материалы, в том числе краткий словарь литературоведческих терминов — он одинаков в обеих частях книги, Это сделано для удобства работы с учебником.
Обратим внимание на сноски в нижней части многих страниц. Они содержат пояснения незнакомых для вас слов или необычных значений известных слов, а также некоторые энциклопедические сведения.
Важное приложение к учебнику - цветные вклейки, помещенные между с. 224—225 в обеих частях хрестоматии.
3. Чтение вступительной статьи учебника-хрестоматии (с. 3-4).
V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Художественные приемы» (с. 4-6)
Примечание. После чтения и пояснений учителя ученики записывают в тетради определения тропов, отвечают на вопросы и выполняют задания 1—6 (с. 6—7).
Школьники с помощью учителя знакомятся с литературоведческими словарями и справочниками, сравнивают определения основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры — в учебнике и в словарях; выявляют общее, основное в этих определениях. Главное - не вызубрить определение тропа, а понять его суть, уметь находить тропы в тексте и определять их роль.
Домашнее задание
Прочитать статью «Художественные приемы» (с. 4-6).
Выполнить задания 1—4 (с. 7).