СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Литература - искусство слова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1. Литература- искусство слова. Для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Литература - искусство слова»

Урок 1. Литература - искусство слова

Цели: показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; показать связь литературы с другими видами искусства; познакомить учеников со структурой учебника-хрестоматии; дать понятие об основных художественных приемах — тропах.

Оборудование: выставка книг; учебник литературы (в двух ча­стях).

Ход урока

I. Организационная пятиминутка

Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 5 классе: три урока в неделю.

II. Вступительное слово учителя

Вы уже окончили начальную школу, освоили азы, т. е. начала наук: русского языка, математики, истории, наук, изучающих природу. Теперь вам предстоит новый этап: более углубленное изучение того, что накоплено человечеством за время его существования. И одна из важнейших задач — изучение литературы. Со словом «литература» связаны представление вообще о письменности (литера — буква) и представление о любом письменном произведении.

Художественную литературу называют искусством слова. А без знания литературы, знания слова невозможно изучение любых других наук. В давние времена науки и искусства были нераздельны. Великие ученые древности были и писателями, и философами, и математиками, и астрономами. Даже в мифологии отражено единство науки и искусства. В мифологии Древней Греции, колыбели современной цивилизации, рассказывается о музах – дочерях Зевса и богини памяти Мнемосины. Они известны как покровительницы поэзии, искусств и науки. Среди девяти сестер-муз Эвтерпа - муза лирики, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии.

Человек, владеющий словом, способен овладеть многим из того, что узнало и поняло человечество за несколько тысячелетий своей истории. Для этого надо много трудиться и прежде всего прилагать усилия читательские. Мы будем учиться читать внимательно, вдумчиво, творчески. По словам С.Я. Маршака, «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». Наша задача — развивать в себе талант читателя. Это задача не только на школьные годы, но и на всю жизнь.

В 5 классе мы познакомимся с истоками литературного процесса, с основами литературоведческих знаний, т. е. заложим базу для дальнейшего успешного изучения литературы.

III. Беседа о книгах, прочитанных летом

  • Какие книги вам особенно запомнились?

  • Помните ли вы авторов этих книг?

  • Какие герои вызвали интерес?

  • Что, по-вашему, значит «уметь читать»?

IV. Знакомство с учебником-хрестоматией

1. Слово учителя.

Книга, по которой мы будем заниматься, называется «учебник-хрестоматия». Хрестоматия - сборник избранных произведений или отрывков из них. Мы будем учиться на лучших произведениях русской и мировой литературы.

Наш учебник-хрестоматия состоит из двух частей.

2. Беседа.

  • Кто автор-составитель учебника-хрестоматии? (Тамара Федоровна Курдюмова.) •

  • Какой художник оформил книги? (А.Г. Антонов.)

Заглянем на страницы оглавлений, узнаем содержание учебной книги.

  • Имена каких писателей вам знакомы?

  • Какие произведения этих писателей вы читали?

  • Перелистаем страницы учебника. Какие материалы, кромехудожественных произведений, вошли в него?

Комментарии учителя

Каждый раздел сопровожден вступительной статьей, в которой есть сведения об авторе, о жанре произведения, воспоминания современников писателей, дополнительные сведения, вопросы и задания разного уровня сложности. Для выполнения некоторых заданий понадобятся словари, энциклопедии, различные дополнительные материалы и книги.

В конце обеих частей помещены справочные материалы, в том числе краткий словарь литературоведческих терминов — он одинаков в обеих частях книги, Это сделано для удобства работы с учебником.

Обратим внимание на сноски в нижней части многих страниц. Они содержат пояснения незнакомых для вас слов или необычных значений известных слов, а также некоторые энциклопедические сведения.

Важное приложение к учебнику - цветные вклейки, помещенные между с. 224—225 в обеих частях хрестоматии.

3. Чтение вступительной статьи учебника-хрестоматии (с. 3-4).

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Художественные приемы» (с. 4-6)

Примечание. После чтения и пояснений учителя ученики записывают в тетради определения тропов, отвечают на вопросы и выполняют задания 1—6 (с. 6—7).

Школьники с помощью учителя знакомятся с литературоведческими словарями и справочниками, сравнивают определения основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры — в учебнике и в словарях; выявляют общее, основное в этих определениях. Главное - не вызубрить определение тропа, а понять его суть, уметь находить тропы в тексте и определять их роль.

Домашнее задание

  1. Прочитать статью «Художественные приемы» (с. 4-6).

  2. Выполнить задания 1—4 (с. 7).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!