СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Повторение изученного в 6 классе. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Повтрение изученного в 6 классе. Части речи".

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Повторение изученного в 6 классе. 7 класс»

Урок 1

Тема: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ. ЧАСТИ РЕЧИ


Цели урока:

  1. систематизировать знания по теме «Морфология» с опорой на ранее изученное в 6 классе;

  2. развивать умение учащихся определять часть речи по морфологическим признакам, приводить примеры различных частей речи, определить заданные морфологические признаки именных частей речи; развивать связную речь;

  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.


Этапы урока

  1. Организационный этап.


  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Августину Аврелию, которого называли Учителем Благодати, принадлежат слова: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Римский философ, проповедник, Августин Аврелий всю жизнь, уча других, учился сам и постиг простую истину: все, что делает человек с любовью и интересом, приносит ему удовольствие.

В 7 классе мы продолжим путешествовать, я надеюсь, с удовольствием и интересом по миру русского языка, который живет по своим правилам и законам. Так же, как и в прошлом году, мы будем наблюдать за языком, задумываться над значением слов и выражений, анализировать языко­вые факты, самостоятельно делать выводы. Рядом с вами во время этого путешествия будет ваш верный спутник — учебник русского языка, с его помощью вы в этом году продолжите изучение ча­стей речи. (Знакомство с учебником: представление обложки, форзацев, оглавления, справочного аппарата.)


III. Операционно-познавательный этап.

а) Актуализация опорных знаний по морфологии.

  • В каком разделе языкознания изуча­ются части речи?

  • Вспомнить части речи вам поможет стихотворение Ольги Высоцкой «Веселая грамматика».

Существительное — школа,

Просыпается — глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы — местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

— Какие части речи в стихотворении не названы? На какие две группы делятся все части речи? Какие самостоятельные части речи вы изучали в 6 классе?

б) Заполнение таблицы с «белыми пятнами». Афиширование результатов. (Учащиеся ра­ботают в группах, заполняют все графы, кроме примеров.)


Имя сущест-

вительное

...

Имя числительное

...

Значение

Обозначает

… ;

отвечает на вопро­сы: кто? что?

Обозначает при­знак предмета; отвечает на во­просы: ... ?

... ?

Обозначает ... или порядок предметов при счете;

отвечает на вопросы: сколько? ... ?

Указывает на … , признак или … , но не называет их; отвечает на вопросы: кто? ... ? какой? ... ? который? сколько?

Морфо­логи­ческие признаки

Собственное

или … ;

... или ... ;

… , склонение;

… , падеж

Качественное, относительное или … ;

число (в ед. чис­ле ... );

падеж

Количественное,

... или порядковое;

… , сложное или со­ставное;

падеж, число, род

Личное, возвратное, относи-тель­ное, вопросительное, неопреде­ленное, отрицатель-ное, указа­тельное, притяжа-тельное, опре­делительное;

... ; число; ...

Синтак­сическая роль

Может быть любым членом предложения

… ,

сказуемое

Может быть любым членом предложения

Подлежащее, определение, до­полнение, сказуемое

Примеры






в) Закрепление актуализированных знаний.


Упражнение 1. Определите тему, основную мысль текста, стиль и тип речи. Дополните таблицу 2—3 примерами из текста. Какая именная часть речи не встречается в тексте? (Имя числительное.) Приведите свои примеры.

О роли языка в жизни общества размышляли не только ученые-языковеды, но и художники сло­ва. Например, Иван Алексеевич Бунин называл слово бесценным даром, а Вадим Шефнер говорил, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Поистине, человеческий язык — удивительное явление.


Упражнение 3. Определите тему текста, найдите предложение, в котором отражена основ­ная мысль текста. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. Найдите в тексте собственное имя существительное. Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Назовите одушевленное имя существительное. Как опреде­лить, одушевленное существительное или неодушевленное?

!!! Составьте предложение, используя 3—4 формы имен существительных со стр. 5.



Знаете ли вы названия известных литературных произведений? Восстановите названия, вста­вив подходящие прилагательные в нужной форме. Определите их разряд с обоснованием.

«... дом» (С. Маршак), «... паруса» (А. Грин), «... музыкант» (В. Короленко), «... уха» (И. Крылов), «... всадник» (А. Пушкин), «Конь с ... гривой» (В. Астафьев), «... сердце» (М. Булгаков), «... музыканты» (Я. и В. Гримм), «... пудель» (А. Куприн), «... принц» (А. Сент-Экзюпери), «... горе» (К. Чуковский).

Слова для справок: алый, слепой, розовый, Федорин, бременский, медный, собачий, белый, Де­мьянов, маленький, кошкин.

«Кошкин дом» (притяжательное), «Алые паруса» (качественное), «Слепой музыкант» (каче­ственное), «Демьянова уха» (притяжательное), «Медный всадник» (относительное), «Конь с розовой гривой» (качественное), «Собачье сердце» (притяжательное), «Бременские музыкан­ты» (относительное), «Белый пудель» (качественное), «Маленький принц» (качественное), «Федорино горе» (притяжательное).


Упражнение 13. Представьте, что вы участник конкурса дикторов. Сумеете ли вы прочи­тать предложения, содержащие имена числительные, в соответствии с морфологической нормой? Устно охарактеризуйте имена числительные по составу и по значению.


Упражнение 14. Выпишите 5 словосочетаний с местоимениями, определите разряд, падеж.



IV. Рефлексивно-оценочный этап.

а) Прием «Незаконченное предложение».

Сегодня на уроке я вспомнил...

Сегодня мне удалось...

Я похвалил бы себя за...

Было трудно...


V. Домашнее задание.

§ 1, упр. 8 (произ­вести морфолог. разбор указанных слов, используя схему на форзаце). Составить учебное сообщение об именных частях речи по таблице-памятке.