Урок 1
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ. ЧАСТИ РЕЧИ
Цели урока:
систематизировать знания по теме «Морфология» с опорой на ранее изученное в 6 классе;
развивать умение учащихся определять часть речи по морфологическим признакам, приводить примеры различных частей речи, определить заданные морфологические признаки именных частей речи; развивать связную речь;
воспитывать бережное отношение к учебнику.
Этапы урока
Организационный этап.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Августину Аврелию, которого называли Учителем Благодати, принадлежат слова: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Римский философ, проповедник, Августин Аврелий всю жизнь, уча других, учился сам и постиг простую истину: все, что делает человек с любовью и интересом, приносит ему удовольствие.
В 7 классе мы продолжим путешествовать, я надеюсь, с удовольствием и интересом по миру русского языка, который живет по своим правилам и законам. Так же, как и в прошлом году, мы будем наблюдать за языком, задумываться над значением слов и выражений, анализировать языковые факты, самостоятельно делать выводы. Рядом с вами во время этого путешествия будет ваш верный спутник — учебник русского языка, с его помощью вы в этом году продолжите изучение частей речи. (Знакомство с учебником: представление обложки, форзацев, оглавления, справочного аппарата.)
III. Операционно-познавательный этап.
а) Актуализация опорных знаний по морфологии.
В каком разделе языкознания изучаются части речи?
Вспомнить части речи вам поможет стихотворение Ольги Высоцкой «Веселая грамматика».
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы — местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
— Какие части речи в стихотворении не названы? На какие две группы делятся все части речи? Какие самостоятельные части речи вы изучали в 6 классе?
б) Заполнение таблицы с «белыми пятнами». Афиширование результатов. (Учащиеся работают в группах, заполняют все графы, кроме примеров.)
| Имя сущест- вительное | ... | Имя числительное | ... |
Значение | Обозначает … ; отвечает на вопросы: кто? что? | Обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: ... ? ... ? | Обозначает ... или порядок предметов при счете; отвечает на вопросы: сколько? ... ? | Указывает на … , признак или … , но не называет их; отвечает на вопросы: кто? ... ? какой? ... ? который? сколько? |
Морфологические признаки | Собственное или … ; ... или ... ; … , склонение; … , падеж | Качественное, относительное или … ; число (в ед. числе ... ); падеж | Количественное, ... или порядковое; … , сложное или составное; падеж, число, род | Личное, возвратное, относи-тельное, вопросительное, неопределенное, отрицатель-ное, указательное, притяжа-тельное, определительное; ... ; число; ... |
Синтаксическая роль | Может быть любым членом предложения | … , сказуемое | Может быть любым членом предложения | Подлежащее, определение, дополнение, сказуемое |
Примеры | | | | |
в) Закрепление актуализированных знаний.
Упражнение 1. Определите тему, основную мысль текста, стиль и тип речи. Дополните таблицу 2—3 примерами из текста. Какая именная часть речи не встречается в тексте? (Имя числительное.) Приведите свои примеры.
О роли языка в жизни общества размышляли не только ученые-языковеды, но и художники слова. Например, Иван Алексеевич Бунин называл слово бесценным даром, а Вадим Шефнер говорил, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Поистине, человеческий язык — удивительное явление.
Упражнение 3. Определите тему текста, найдите предложение, в котором отражена основная мысль текста. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. Найдите в тексте собственное имя существительное. Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Назовите одушевленное имя существительное. Как определить, одушевленное существительное или неодушевленное?
!!! Составьте предложение, используя 3—4 формы имен существительных со стр. 5.
Знаете ли вы названия известных литературных произведений? Восстановите названия, вставив подходящие прилагательные в нужной форме. Определите их разряд с обоснованием.
«... дом» (С. Маршак), «... паруса» (А. Грин), «... музыкант» (В. Короленко), «... уха» (И. Крылов), «... всадник» (А. Пушкин), «Конь с ... гривой» (В. Астафьев), «... сердце» (М. Булгаков), «... музыканты» (Я. и В. Гримм), «... пудель» (А. Куприн), «... принц» (А. Сент-Экзюпери), «... горе» (К. Чуковский).
Слова для справок: алый, слепой, розовый, Федорин, бременский, медный, собачий, белый, Демьянов, маленький, кошкин.
«Кошкин дом» (притяжательное), «Алые паруса» (качественное), «Слепой музыкант» (качественное), «Демьянова уха» (притяжательное), «Медный всадник» (относительное), «Конь с розовой гривой» (качественное), «Собачье сердце» (притяжательное), «Бременские музыканты» (относительное), «Белый пудель» (качественное), «Маленький принц» (качественное), «Федорино горе» (притяжательное).
Упражнение 13. Представьте, что вы участник конкурса дикторов. Сумеете ли вы прочитать предложения, содержащие имена числительные, в соответствии с морфологической нормой? Устно охарактеризуйте имена числительные по составу и по значению.
Упражнение 14. Выпишите 5 словосочетаний с местоимениями, определите разряд, падеж.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
а) Прием «Незаконченное предложение».
Сегодня на уроке я вспомнил...
Сегодня мне удалось...
Я похвалил бы себя за...
Было трудно...
V. Домашнее задание.
§ 1, упр. 8 (произвести морфолог. разбор указанных слов, используя схему на форзаце). Составить учебное сообщение об именных частях речи по таблице-памятке.