Урок 11. Автор и герои рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях…». Составление тезисов. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика и нравственная оценка героев.
I. Краткий рассказ о писателе.
1. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос
Какие произведения Тургенева вы знаете?
Какие рассказы из сборника «Записки охотника» читали?
Что осуждает писатель в «Записках охотника»?
2. Викторина по рассказам Тургенева:
— Героями какого рассказа Тургенева являются пять мальчиков?
(«Бежин луг».)
— В каком рассказе показаны два типа русских крестьян?
(«Хорь и Калиныч».)
— Герой какого рассказа имел прозвище Сучок и служил рыболовом?
(«Льгов».)
— Кто из героев «Записок охотника» считал, что «справедливости в человеке нет»?
(Касьян. «Касьян с Красивой Мечи».)
— Действие какого рассказа происходит в Москве?
(«Муму».)
3. Рассказ учителя о биографии и творчестве Тургенева с включением сообщений учащихся о сборнике «Записки охотника», портретах и памятниках писателю.
Обсуждение эпиграфа к главе учебника об И. С. Тургеневе:
— Какие черты личности И. С. Тургенева заметил П. А. Кропоткин в его внешности?
— Что привлекало современников в облике Тургенева?
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (Приложение 1) и составление тезисов статьи:
ТАБЛИЦА Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» |
Вопрос | Тезис |
Кто оказал на юного Тургенева сильное влияние в детстве? | Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт |
Чем увлекались Тургенев и его сверстники в годы учёбы? | Время учения Тургенева… было временем романтических увлечений, интереса к наукам, искусствам: молодёжь… вела споры о добре, красоте, истине |
Какова основная тема «Записок охотника»? | Взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика |
Как читатели встретили очерки Тургенева? | Очерки… восторженно встречены демократической критикой, в правительственных кругах… вызвали резкое осуждение |
За что Тургенев сослан в деревню? | Главная причина ареста и ссылки — антикрепостнический пафос «Записок охотника» |
Почему у Тургенева нет произведений на иностранных языках? | Тургенев глубоко любил свою Родину, свой народ, его культуру, особенно его язык |
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Вся моя биография в моих сочинениях…» (Приложение 2):
Обобщающая беседа:
В чём, по-вашему, сходство дворового человека Пунина и героя повести «Пунин и Бабурин»?
В чём заслуга Тургенева перед русским народом?
Какие трудности были у Тургенева на его писательском пути?
Докажите, что выше всех Тургенев ставил Пушкина и Белинского.
IV. Изображение быта крестьян.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа «Бирюк» (см. фонохрестоматию).
Выполнение заданий раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Групповая работа:
Группа 1.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа с начала до слов «…тускло светил огонёк».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям беговые дрожки, ракиты, лозняки, не видел ни зги.
Какими способами описано начало и усиление грозы?
Какой символический смысл оно имеет?
Выполните задание 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Лесник довёл лошадь до крыльца…» до слов «Со двора слышно».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям покромка, полати, лучина, светильня, замашная рубашка, сжить со свету, рожок.
Что в описании избы лесника говорит о его крайней бедности?
Какие качества характера автор подчёркивает в его портрете?
Как отзывались «соседние мужики» о Бирюке? Какой является эта характеристика: положительной или отрицательной? Обоснуйте своё мнение.
Группа 3.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Мы вышли вместе…» до слов «…добрались мы до избы».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям очерки деревьев, угловатая рогожка, тележный ход.
Какую роль играют звуковые образы?
Охарактеризуйте поведение Бирюка, мужика и рассказчика.
Группа 4.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Бирюк бросил пойманную лошадёнку…» до слов «Я ждал, что будет».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям слобода, приказчик, лихорадка, один живот и есть.
Почему рассказчик сочувствовал мужику, укравшему дерево?
Почему Бирюк не отпускает мужика:
от внутреннего убеждения, что воровать нельзя;
чтобы показать превосходство своего должностного положения?
Группа 5.
Прочитайте по ролям и озаглавьте финальную часть рассказа со слов «Мужик внезапно выпрямился» до конца рассказа.
Почему мужик стал спорить с Бирюком:
от смелости или от безысходности? Обоснуйте свою позицию.
В чём мужик обвиняет Бирюка? Сознателен ли протест мужика? Докажите своё мнение.
V. Характер главного героя
Заполнение цитатной таблицы «Характеристика Бирюка»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Характеристика Бирюка» |
Черты Бирюка | Примеры |
Место в системе образов рассказа | |
Социальная принадлежность, должность | |
Семейное положение и прошлое | |
Возраст, внешность | |
Поступки, раскрывающие характер героя | |
Нравственные убеждения Бирюка | |
Оценка героя мужиком и рассказчиком | |
Оценка образа Бирюка в литературной критике (см. материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…») | |
Познакомьтесь с происхождением имени Фома:
Фома — близнец (библейск.). Имя Фома ещё со времён Христа стало синонимом скепсиса, недоверчивости и сомнения… У средневековых гностиков образ этого апостола стал символом постижения тайного учения Христа не через слепую и безрассудную веру, а посредством собственного разума.
Предположите, случаен ли выбор Тургеневым имени героя рассказа.
Составьте рассказ о Бирюке по материалам таблицы.
VI. Смысл названия рассказа
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VII. Авторское отношение к бесправным и обездоленным
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VIII. Практическая работа.
Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции в рассказе «Бирюк» |
Формы выражения авторской позиции | Примеры |
Смысл имени и отчества Бирюка (имя мужика не названо) | |
Смысловая роль первого появления героев в рассказе | |
Семейное положение и прошлое | |
Детали портрета как средство авторской оценки | |
Пейзаж, связанный с героями, их душевным состоянием | |
Интерьер, предметы, связанные с героями (детали описания избы, лошадёнки и др.) | |
Речь героев, её особенности | |
Авторские оценки героев (прямые/косвенные)/div | |
И т о г о в ы й в о п р о с:
Почему Тургенев мечтал, чтобы его «Записки охотника» помогли делу освобождения крестьян?
Домашнее задание
Подготовить художественный пересказ эпизода «Гроза», выборочный пересказ эпизода «Жилище Бирюка», краткий пересказ эпизода «Разговор мужика и Бирюка».
Составить письменную характеристику Бирюка
или ответить на вопрос «Каковы формы выражения авторской позиции в рассказе „Бирюк“?» (по выбору учащихся).
Групповое задание.
Оценить иллюстрации учебника и другие иллюстрации к рассказу «Бирюк», найденные в Интернете.
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.
Приложение 1
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации...(1) Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...
П. А. Кропоткин
1. Аффекта́ция — неестественная возбужденность в поведении, речи.
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.
Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы. небольшие поэмы, стихотворения, а в 1817 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Зато в правительственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».
Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
По П. Г. Пустовойту
Приложение 2
«ВСЯ МОЯ БИОГРАФИЯ В МОИХ СОЧИНЕНИЯХ...»
О Тургеневе осталось много воспоминаний, рассказов, среди них есть строгая оценка своего творчества самим писателем и признание его роли народом. И. С. Тургенев вспоминает: «По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей... „Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” — „Я”. — „Тот самый, что написал „Записки охотника”?” — „Тот самый”. Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. „Кланяемся вам, — сказал один из них, — а знак уважения и благодарности от лица всего русского Народа”».
Признание Тургенева как первоклассного мастера повести, романа пришло не сразу. Писательский путь Тургенева не был ровным и гладким: ему пришлось пережить немало обид, непонимания, расхождений с друзьями...
Тургеневу хотелось, чтобы его похоронили у ног Пушкина, однако он считал, что не заслуживает такой чести, и завещал похоронить его рядом с Белинским. «Я — ученик Пушкина, — говорил Тургенев, — и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год, много вещей уже написано, по я всякий раз говорил себе: нет, еще рано, вот напишу что-нибудь получше. И так до сих пор не нашел ничего достойного его памяти...»
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.