СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Автор и герои рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Автор и герои рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева. 7 класс.»

Урок 11. Автор и герои рассказа «Бирюк» И.С. Тургенева.

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях…». Составление тезисов. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика и нравственная оценка героев.

I. Краткий рассказ о писателе.

1. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос


Какие произведения Тургенева вы знаете?

Какие рассказы из сборника «Записки охотника» читали?

Что осуждает писатель в «Записках охотника»?

2. Викторина по рассказам Тургенева:

— Героями какого рассказа Тургенева являются пять мальчиков?
(«Бежин луг».)

— В каком рассказе показаны два типа русских крестьян?
(«Хорь и Калиныч».)

— Герой какого рассказа имел прозвище Сучок и служил рыболовом?
(«Льгов».)

— Кто из героев «Записок охотника» считал, что «справедливости в человеке нет»?
(Касьян. «Касьян с Красивой Мечи».)

— Действие какого рассказа происходит в Москве?
(«Муму».)

3. Рассказ учителя о биографии и творчестве Тургенева с включением сообщений учащихся о сборнике «Записки охотника», портретах и памятниках писателю.

Обсуждение эпиграфа к главе учебника об И. С. Тургеневе:

— Какие черты личности И. С. Тургенева заметил П. А. Кропоткин в его внешности?

— Что привлекало современников в облике Тургенева?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (Приложение 1) и составление тезисов статьи:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев»

Вопрос

Тезис

Кто оказал на юного Тургенева сильное влияние в детстве?

Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт

Чем увлекались Тургенев и его сверстники в годы учёбы?

Время учения Тургенева… было временем романтических увлечений, интереса к наукам, искусствам: молодёжь… вела споры о добре, красоте, истине

Какова основная тема «Записок охотника»?

Взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика

Как читатели встретили очерки Тургенева?

Очерки… восторженно встречены демократической критикой, в правительственных кругах… вызвали резкое осуждение

За что Тургенев сослан в деревню?

Главная причина ареста и ссылки — антикрепостнический пафос «Записок охотника»

Почему у Тургенева нет произведений на иностранных языках?

Тургенев глубоко любил свою Родину, свой народ, его культуру, особенно его язык


III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Вся моя биография в моих сочинениях…» (Приложение 2):

Обобщающая беседа:

В чём, по-вашему, сходство дворового человека Пунина и героя повести «Пунин и Бабурин»?

В чём заслуга Тургенева перед русским народом?

Какие трудности были у Тургенева на его писательском пути?

Докажите, что выше всех Тургенев ставил Пушкина и Белинского.

IV. Изображение быта крестьян.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа «Бирюк» (см. фонохрестоматию).

Выполнение заданий раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа с начала до слов «…тускло светил огонёк».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям беговые дрожки, ракиты, лозняки, не видел ни зги.

Какими способами описано начало и усиление грозы?

Какой символический смысл оно имеет?

Выполните задание 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Лесник довёл лошадь до крыльца…» до слов «Со двора слышно».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям покромка, полати, лучина, светильня, замашная рубашка, сжить со свету, рожок.

Что в описании избы лесника говорит о его крайней бедности?

Какие качества характера автор подчёркивает в его портрете?

Как отзывались «соседние мужики» о Бирюке? Какой является эта характеристика: положительной или отрицательной? Обоснуйте своё мнение.

Группа 3.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Мы вышли вместе…» до слов «…добрались мы до избы».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям очерки деревьев, угловатая рогожка, тележный ход.

Какую роль играют звуковые образы?

Охарактеризуйте поведение Бирюка, мужика и рассказчика.

Группа 4.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Бирюк бросил пойманную лошадёнку…» до слов «Я ждал, что будет».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям слобода, приказчик, лихорадка, один живот и есть.

Почему рассказчик сочувствовал мужику, укравшему дерево?

Почему Бирюк не отпускает мужика:
от внутреннего убеждения, что воровать нельзя;
чтобы показать превосходство своего должностного положения?

Группа 5.
Прочитайте по ролям и озаглавьте финальную часть рассказа со слов «Мужик внезапно выпрямился» до конца рассказа.

Почему мужик стал спорить с Бирюком:
от смелости или от безысходности? Обоснуйте свою позицию.

В чём мужик обвиняет Бирюка? Сознателен ли протест мужика? Докажите своё мнение.

V. Характер главного героя

Заполнение цитатной таблицы «Характеристика Бирюка»:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Характеристика Бирюка»

Черты Бирюка

Примеры

Место в системе образов рассказа

      

Социальная принадлежность, должность

      

Семейное положение и прошлое

      

Возраст, внешность

      

Поступки, раскрывающие характер героя

      

Нравственные убеждения Бирюка

      

Оценка героя мужиком и рассказчиком

      

Оценка образа Бирюка в литературной критике (см. материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…»)

      



Познакомьтесь с происхождением имени Фома:

Фома — близнец (библейск.). Имя Фома ещё со времён Христа стало синонимом скепсиса, недоверчивости и сомнения… У средневековых гностиков образ этого апостола стал символом постижения тайного учения Христа не через слепую и безрассудную веру, а посредством собственного разума.

Предположите, случаен ли выбор Тургеневым имени героя рассказа.

Составьте рассказ о Бирюке по материалам таблицы.

VI. Смысл названия рассказа

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Авторское отношение к бесправным и обездоленным

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VIII. Практическая работа.
Подбор примеров, иллюстрирующих различные 
формы выражения авторской позиции.


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции в рассказе «Бирюк»

Формы выражения авторской позиции

Примеры

Смысл имени и отчества Бирюка (имя мужика не названо)

      

Смысловая роль первого появления героев в рассказе

      

Семейное положение и прошлое

      

Детали портрета как средство авторской оценки

      

Пейзаж, связанный с героями, их душевным состоянием

      

Интерьер, предметы, связанные с героями (детали описания избы, лошадёнки и др.)

      

Речь героев, её особенности

      

Авторские оценки героев (прямые/косвенные)/div

      


И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему Тургенев мечтал, чтобы его «Записки охотника» помогли делу освобождения крестьян?

Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ эпизода «Гроза», выборочный пересказ эпизода «Жилище Бирюка», краткий пересказ эпизода «Разговор мужика и Бирюка».

Составить письменную характеристику Бирюка
или ответить на вопрос «Каковы формы выражения авторской позиции в рассказе „Бирюк“?» (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Оценить иллюстрации учебника и другие иллюстрации к рассказу «Бирюк», найденные в Интернете.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.



Приложение 1

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации...(1) Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...
П. А. Кропоткин

1. Аффекта́ция — неестественная возбужденность в поведении, речи.

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы. небольшие поэмы, стихотворения, а в 1817 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Зато в правительственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».

Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
По П. Г. Пустовойту

Приложение 2

«ВСЯ МОЯ БИОГРАФИЯ В МОИХ СОЧИНЕНИЯХ...»

О Тургеневе осталось много воспоминаний, рассказов, среди них есть строгая оценка своего творчества самим писателем и признание его роли народом. И. С. Тургенев вспоминает: «По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей... „Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” — „Я”. — „Тот самый, что написал „Записки охотника”?” — „Тот самый”. Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. „Кланяемся вам, — сказал один из них, — а знак уважения и благодарности от лица всего русского Народа”».

Признание Тургенева как первоклассного мастера повести, романа пришло не сразу. Писательский путь Тургенева не был ровным и гладким: ему пришлось пережить немало обид, непонимания, расхождений с друзьями...

Тургеневу хотелось, чтобы его похоронили у ног Пушкина, однако он считал, что не заслуживает такой чести, и завещал похоронить его рядом с Белинским. «Я — ученик Пушкина, — говорил Тургенев, — и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год, много вещей уже написано, по я всякий раз говорил себе: нет, еще рано, вот напишу что-нибудь получше. И так до сих пор не нашел ничего достойного его памяти...»


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.