Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним правила поведения на уроке. 1. Вести себя спокойно. 2. Не выкрикивать. 3. Быть терпеливым. 4. Дать возможность высказаться своим товарищам. 5. Уважать друг друга | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Назовите два числа: а) разность которых равна 30; б) частное которых равно 8. – Первое слагаемое 6, а второе – на 2 больше. Назовите сумму. – Первое число 12, а второе – на 7 меньше. Назовите сумму этих чисел | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Переложите три палочки так, чтобы стало 3 квадрата. б) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 3 квадрата. в) Переложите две палочки так, чтобы стало 7 квадратов. г) Переложите четыре палочки так, чтобы стало 10 квадратов | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Решите задачу. У Саши было 40 картинок. После того как он наклеил несколько картинок в альбом, у него осталось 22 картинки. Сколько картинок Саша наклеил в альбом? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Вычислите устно наиболее легким способом. 6 + 7 + 4 + 3 = 4 + 20 + 6 + 50 = 8 + 9 + 2 + 1 = 60 + 6 + 20 + 4 = 4 + 2 + 10 + 8 = 40 + 8 + 30 + 2 = | Выполняют устные вычисления удобным способом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня мы продолжаем читать и составлять числовые выражения, используя числа и знаки действий | Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 3 (с. 101) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте первое выражение. – Из каких частей состоит это выражение?  – Из каких частей состоит второе выражение?  | Читают каждое выражение. Определяют, из каких частей состоит выражение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно- следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности, план выполнения заданий на уроке с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты, корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 4 (с. 101) | – Рассмотрите данные выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняется в каждом выражении последним? – Как называется каждое выражение? Если возникнут трудности, на доске можно заполнить таблицу. Выражение | Последнее действие | Название выражения | (7 · 5) + (21 : 7) | сложение | сумма | 65 – (5 · 8) | вычитание | разность | (64 : 8) · 4 | умножение | произведение | | Заполняют таблицу. Объясняют каждое выражение к данной задаче | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 7 | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? – Рассмотрите выражения и запишите, что они обозначают. Запись: (6 · 3) + (3 · 2) – сколько всего детей; (6 · 3) – (3 · 2) – на сколько девочек меньше, чем мальчиков (на сколько мальчиков больше, чем девочек); (6 · 3) : (3 · 2) – во сколько раз мальчиков больше, чем девочек (во сколько раз девочек меньше, чем мальчиков). – Выполните вычисления | Выполняют вычисления | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 | – Работаем с графами. – Выполните графические схемы-«машины».  64 – 12 = 52. Ответ: 52.  12 + 9 = 21. Ответ: 21.  28 : 7 = 4. Ответ: 4.  4 · 5 = 20. Ответ: 20. | Выполняют схемы-«машины» | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 9 | – Какое неизвестное число действия сложения мы искали в записи □ + 12 = 64? (Первое слагаемое.) – Как мы его нашли? (Из 64 вычли 12.) – Что такое 64? (Сумма.) – Что такое 12? (Второе слагаемое.) – Сформулируйте правило нахождения неизвестного первого слагаемого. (Чтобы найти неизвестное первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое.) Аналогично следует рассуждать и в остальных случаях | Составля- ют правило нахождения неизвестного числа | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 11 (с. 102) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Сколько лет сестре? (8 : 2 = 4 (г.).) – Замените в тексте слово «старше» словом «моложе». – Решите новую задачу. Слабоуспевающим учащимся в помощь можно предложить следующую карточку.  Решение: 8 · 2 = 16 (лет) – сестре. Ответ: 16 лет | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке, корректируют его в дальнейшем; со- относят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 12 (с. 102) | Данное упражнение является подготовительным для введения правила нахождения площади прямоугольника (квадрата). После построения квадрата попросите учащихся, используя сетку тетради, разбить точками все его стороны на отрезки длиной 1 см, а затем через отмеченные на сторонах точки мысленно провести горизонтальные и вертикальные линии. В результате фигура разбивается на квадраты площадью 1 см2. Получилось 5 рядов по 5 квадратов в каждом, следовательно, площадь квадрата: 5 · 5 = 25, то есть 25 см2. Выполните проверку, используя палетку | Находят площадь квадрата. Выполняют проверку, используя палетку | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 13 (с. 102) | – Работаем с графами. – Составьте схемы-«машины» и ответьте на вопросы задания.  5 · 7 = 35.  8 · 7 = 56.  9 · 7 = 63 | Составляют схемы-«машины» и отвечают на вопросы задания | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 14 (с. 103) | – Рассмотрите чертеж. – Как называются данные фигуры? – Чему равна площадь закрашенной части фигуры? – Сколько клеток в желтой фигуре? (28 клеток.) – Сколько клеток в синей фигуре? (24 клетки.) – Сколько клеток образуют 1 см2? (4 клетки.) – Как вычислить площадь в данном случае? Запись: 28 : 4 = 7 (см2). 24 : 4 = 6 (см2) | Определяют площадь закрашенной фигуры | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите единицы измерения площади | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 9 (учебник), № 3 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |