СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 13-14. Правоотношения и юридическая ответственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Правоотношения и юридическая ответственность" ориентирована на 9 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знаний, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 13-14. Правоотношения и юридическая ответственность.»

Обществознание, 9 класс Урок № 13-14 ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Д.З.: §10, «В классе и дома», с. 93 (по выбору), повторение по § 8-10  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 9 класс

Урок № 13-14

ПРАВООТНОШЕНИЯ

И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Д.З.: §10, «В классе и дома», с. 93 (по выбору), повторение по § 8-10

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  разъяснить учащимся опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;  научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением;  сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

ЦЕЛИ УРОКА

  • разъяснить учащимся опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;
  • научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением;
  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Понятия, термины  правонарушение;  противоправность;  деяние;  причинение вреда;  наличие вины;  преступление;  уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность;  проступок;  ответственность несовершеннолетних;   презумпция невиновности

Понятия, термины

  • правонарушение;
  • противоправность;
  • деяние;
  • причинение вреда;
  • наличие вины;
  • преступление;
  • уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность;
  • проступок;
  • ответственность несовершеннолетних;
  • презумпция невиновности

Понятия, термины  Знать:  признаки и виды правонарушений  термины: юридическая ответственность, принцип презумпции невиновности  Уметь:  анализировать опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;  работать с текстом учебника, понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме  заполнять таблицы по заданным параметрам, моделировать ситуации и анализировать их.

Понятия, термины

  • Знать:
  • признаки и виды правонарушений
  • термины: юридическая ответственность, принцип презумпции невиновности
  • Уметь:
  • анализировать опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение
  • высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
  • работать с текстом учебника, понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
  • заполнять таблицы по заданным параметрам, моделировать ситуации и анализировать их.
Проверка  знаний 1.    Что такое правоотношения? 2.    Элементы правоотношения. 3. Субъекты правоотношения. Решим задачи: А. Молодой поэт-песенник написал песню. Популярный певец ее исполнил. Студия звукозаписи выпустила сборник популярных песен, куда вошла и песня поэта-песенника, и заплатила поэту и певцу. Являются ли эти действия правоотношением? Что является объектом этих правоотношений? Б. Какие из перечисленных правоотношений относятся к гражданским правоотношениям?  - Черниченко обратился в суд с иском о защите чести и достоинства.   - Соседи в коммунальной квартире поссорились и подрались.   - Становой написал статью, в которой унизил честь и достоинство известного политика.3

Проверка знаний

1.    Что такое правоотношения?

2.    Элементы правоотношения.

3. Субъекты правоотношения.

Решим задачи:

А. Молодой поэт-песенник написал песню. Популярный певец ее исполнил. Студия звукозаписи выпустила сборник популярных песен, куда вошла и песня поэта-песенника, и заплатила поэту и певцу. Являются ли эти действия правоотношением? Что является объектом этих правоотношений?

Б. Какие из перечисленных правоотношений относятся к гражданским правоотношениям? - Черниченко обратился в суд с иском о защите чести и достоинства.  - Соседи в коммунальной квартире поссорились и подрались.  - Становой написал статью, в которой унизил честь и достоинство известного политика.3

Изучение нового материала Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Изучение нового материала

  • Правонарушение и его признаки.
  • Виды правонарушений.
  • Юридическая ответственность.
  • Виды юридической ответственности.
  • Презумпция невиновности.
1. Правонарушение и его признаки

1. Правонарушение и его признаки

2. Виды правонарушений

2. Виды правонарушений

2. Виды правонарушений

2. Виды правонарушений

3. Юридическая ответственность  ответственность перед законом, перед судом;  применение мер государственного принуждения за совершённое правонарушение;  способность человека предвидеть, предотвратить правонарушение.

3. Юридическая ответственность

  • ответственность перед законом, перед судом;
  • применение мер государственного принуждения

за совершённое правонарушение;

  • способность человека предвидеть, предотвратить

правонарушение.

4. Виды юридической ответственности

4. Виды юридической ответственности

4. Виды юридической ответственности Неотвратимость ответственности за нарушение закона

4. Виды юридической ответственности

Неотвратимость ответственности за нарушение закона

Исключают юридическую ответственность

Исключают юридическую ответственность

5. Презумпция невиновности Презумпция невиновности  - закрепленное в праве /в российском законодательстве ч.1 ст.49 Конституции РФ  / положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности  (лат. praesumptio innocentiae) - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, считается наивысшим достижением демократии в области права. Любой человек (пусть даже открыто и официально обвиненный в каком-либо преступлении следственными или иными органами государства, даже арестованный в связи с этими обвинениями) считается абсолютно невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в законном порядке (по законам этой страны) и пока эта доказанность не будет подтверждена (установлена) соответствующим судебным решением (приговором) суда и которое вступило в законную силу (по законам этой страны). Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное».

5. Презумпция невиновности

Презумпция невиновности  - закрепленное в праве /в российском законодательстве ч.1 ст.49 Конституции РФ / положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Презумпция невиновности  (лат. praesumptio innocentiae) - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, считается наивысшим достижением демократии в области права.

Любой человек (пусть даже открыто и официально обвиненный в каком-либо преступлении следственными или иными органами государства, даже арестованный в связи с этими обвинениями) считается абсолютно невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в законном порядке (по законам этой страны) и пока эта доказанность не будет подтверждена (установлена) соответствующим судебным решением (приговором) суда и которое вступило в законную силу (по законам этой страны).

Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

  • Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
  • 11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.
  • Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…
  • Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
  • Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Каковы признаки правонарушения? На какие виды принято разделять правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих видов. Каков смысл понятия «юридическая ответственность»? Какие виды юридической ответственности принято выделять? Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему? Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Каковы признаки правонарушения?
  • На какие виды принято разделять правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих видов.
  • Каков смысл понятия «юридическая ответственность»?
  • Какие виды юридической ответственности принято выделять?
  • Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему?
  • Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина?