СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания по теме Правонарушения и юридическая ответственность, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений обучающихся о правоотношениях и видах юридической ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме Правонарушения и юридическая ответственность, 9 класс»

Урок № ____

Дата _________________

Предмет: обществознание, 9 класс

Тема урока: Правонарушения и юридическая ответственность

Тип урока: урок изучения нового материала


Цель: формирование представления обучающихся о правоотношениях и видах юридической ответственности.


Задачи:

- обеспечить усвоение обучающимися новых понятий: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность;

- создать условия для развития умения анализировать полученную информацию;

- способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.


Планируемые результаты:

1) предметные: научатся систематизировать информацию из различных источниках, работать в команде, применять полученные знания на практике и в повседневной жизни;

2) метапредметные:

- познавательные: обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- коммуникативные:  развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- регулятивные: организация учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно;

3) личностные: обеспечивать ценностно-смысловую значимость правомерного поведения; знать и понимать свои права и обязанности, уважать права окружающих людей.


Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, мини-тест.


Ход урока

1. Организационный этап.


2. Актуализация учебных знаний обучающихся. Решение мини-теста по пройденной теме.


3. Мотивация.

Учитель: предыдущие уроки обществознания были посвящены изучению правовой сферы жизни общества и на сегодняшнем уроке мы продолжим её изучение. Посмотрите на тему урока и определите его цель (ответы обучающихся).


4. Изучение нового материала.

1) Правонарушение и его признаки.

Учитель: Внимательно вслушавшись в звучание слова «правонарушение», можно легко понять его значение: правонарушение — это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений.

Правонарушение – противоправное деяние гражданина или должностного лица злоупотребляющего властью или своим служебным положением (записать в тетради).


Признаки правонарушения:

1. Противоправность.

2. Деяние (действие или бездействие);

3. Причинение вреда: морального, физического или имущественного;


4. Наличие вины (две формы вины: неосторожность и умысел).


Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

Итак, правонарушение можно охарактеризовать следующим образом: это виновно совершённое антиобщественное противоправное деяние. Оно имеет ряд обязательных признаков — мы их назвали выше. За правонарушение предусматривается определённое законом наказание в зависимости от характера правонарушения.


2) Виды правонарушений.

Учитель: Итак, виды правонарушений – преступления и проступки (записать определения):

преступление – это общественно опасное, виновное деяние, наносящее вред обществу, предусмотренное УК РФ.

проступок – это виновное противоправное деяние, характеризующееся меньшей степенью опасности для общества.

Преступниками могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений — 14 лет. За такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность в соответствии со статьёй 20 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает с 16-летнего возраста.


3) Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Учитель: Ребята, как вы понимаете фразу: «Каково деяние, такого воздаяние»? (ответ обучающихся: речь идёт об ответственности за правонарушения)

Одним из средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя (записать в тетради)


Функции юридической ответственности: охрана правопорядка, предупреждение правонарушения, воспитание людей.


- Какие виды юридической ответственности вам известны? (ответы обучающихся: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и материальная).

За совершенное преступление преступник несёт уголовную ответственность. Название уголовная связано с тем, что в старину провинившимся людям отрубали головы, т.е. отвечали головой.

Человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Но ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не даётся от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

4) Презумпция невиновности.

Учитель: Несколько загадочное слово «презумпция» в переводе с латыни означает «предположение». В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией. В юридическом смысле презумпция невиновности — это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом. Если вдуматься — это благородный, гуманный, справедливый принцип защиты человека. Поэтому, когда задолго до судебного решения вы слышите заявления отдельных рьяных журналистов или чиновников о том, что наконец-то пойман преступник, совершивший нечто ужасное, не торопитесь верить им на слово. Самое большее, о чём можно сказать до суда, не нарушая при этом закона: «Задержан по подозрению».


5. Закрепление изученного.


6. Рефлексия.


7. Итоги урока. Оценивание.


8. Домашнее задание.



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!