СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 15. Юридическая ответственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация-практикум "Юридическая ответственность" ориентирована на 9 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знаний, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 15. Юридическая ответственность.»

Обществознание, 9 класс Урок № 15 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ /практикум/ Д.З.: индивидуально по § § 8-10 © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 9 класс

Урок № 15

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

/практикум/

Д.З.: индивидуально по § § 8-10

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  практически уяснить опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;  научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением;  сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

ЦЕЛИ УРОКА

  • практически уяснить опасность правонарушений; показать неотвратимость ответственности за совершение преступления; разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;
  • научить анализировать состав преступления; определять, является ли деяние или бездействие преступлением;
  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Понятия, термины  правонарушение;  противоправность;  деяние;  причинение вреда;  наличие вины;  преступление;  уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность;  проступок;  ответственность несовершеннолетних;   презумпция невиновности

Понятия, термины

  • правонарушение;
  • противоправность;
  • деяние;
  • причинение вреда;
  • наличие вины;
  • преступление;
  • уголовная , административная, дисциплинарная, материальная, гражданская ответственность;
  • проступок;
  • ответственность несовершеннолетних;
  • презумпция невиновности

План практикума Теоретическая часть. Терминбой. Практическая часть. Решение ситуационных задач. Интеллектуальная часть. Говорят мудрые

План практикума

  • Теоретическая часть. Терминбой.
  • Практическая часть. Решение ситуационных задач.
  • Интеллектуальная часть. Говорят мудрые
Терминбой это социальное отношение, регулируемое нормами права Правоотношение СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Элементы правоотношения ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА  УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Терминбой

это социальное отношение, регулируемое нормами права

Правоотношение

СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Элементы правоотношения

ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Терминбой СОВЕРШАТЬ МЕЛКИЕ ПОКУПКИ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 14 ЛЕТ МОГУТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМ ЗАРАБОТКОМ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ, СТИПЕНДИЕЙ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ  ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КРАЖУ, УБИЙСТВО, РАЗБОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ

Терминбой

СОВЕРШАТЬ МЕЛКИЕ ПОКУПКИ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 14 ЛЕТ МОГУТ

РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМ ЗАРАБОТКОМ, ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ, СТИПЕНДИЕЙ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ

ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ МОГУТ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА КРАЖУ, УБИЙСТВО, РАЗБОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ

Терминбой способность лица иметь юридические права и обязанности Правоспособность способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности ДЕЕСПОСОБНОСТЬ У физических лиц с рождения, у юридических – при регистрации (сразу же и дееспособность) правоспособнось возникает

Терминбой

способность лица иметь юридические права и обязанности

Правоспособность

способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

У физических лиц с рождения, у юридических – при регистрации (сразу же и дееспособность)

правоспособнось возникает

Терминбой поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям  правонарушение деяние /действие, бездействие, предусмотренные определенной нормой права, актом применения права / признаки правонарушения УМЫСЕЛ, НЕОСТОРОЖНОСТЬ  формы вины

Терминбой

поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям

правонарушение

деяние /действие, бездействие, предусмотренные определенной нормой права, актом применения права /

признаки правонарушения

УМЫСЕЛ, НЕОСТОРОЖНОСТЬ

формы вины

Терминбой наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом  ПРЕСТУПЛЕНИЕ противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом  ПРОСТУПКИ применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения  Юридическая ответственность

Терминбой

наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом

ПРОСТУПКИ

применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения

Юридическая ответственность

Виды юридической ответственности Вид ответственности За что наступает Кто возлагает В каких формах реализуется

Виды юридической ответственности

Вид ответственности

За что наступает

Кто

возлагает

В каких формах

реализуется

Вид ответственности За что наступает Материальная Дисциплинарная за ущерб Кто возлагает нарушение дисциплины Гражданско-правовая администрация В каких формах реализуется штраф уполномоченное лицо нарушение договорных обязательств Административная предупреждение, выговор, увольнение (исключение) за административные проступки Уголовная суд, административный орган за преступления полное возмещение вреда, штраф административные комиссии, суды, органы внутренних дел. предупреждение, штраф, лишение права суд лишение свободы, исправительные работы.

Вид ответственности

За что наступает

Материальная

Дисциплинарная

за ущерб

Кто

возлагает

нарушение дисциплины

Гражданско-правовая

администрация

В каких формах

реализуется

штраф

уполномоченное лицо

нарушение договорных обязательств

Административная

предупреждение, выговор, увольнение (исключение)

за административные проступки

Уголовная

суд, административный орган

за преступления

полное возмещение вреда, штраф

административные комиссии, суды, органы внутренних дел.

предупреждение, штраф, лишение права

суд

лишение свободы, исправительные работы.

Решение ситуационных задач Судебный случай: «В результате ДТП был причинён ущерб двум автомашинам. ГИБДД была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб . Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб , который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки , о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии , но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб . В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба . Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме». Данный судебный случай даёт представление и об ответственности. Давайте дадим определение понятию «ответственность»

Решение ситуационных задач

  • Судебный случай:
  • «В результате ДТП был причинён ущерб двум автомашинам. ГИБДД была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин – необходимо возместить причинённый ущерб . Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил возникший ущерб , который включает в себя стоимость ремонта, стоимость заменённых частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки , о чём были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии , но тот не явился и отказался добровольно возместить ущерб . В связи с отказом Сидорова Иванов вынужден был обратиться в суд с требованием о взыскании причинённого ущерба . Суд рассмотрел требования и удовлетворил исковые требования в полном объёме».
  • Данный судебный случай даёт представление и об ответственности.
  • Давайте дадим определение понятию «ответственность»
Решение ситуационных задач 1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность, пренебрегая элементарными правилами техники безопасности? А) Красная Шапочка Б) Муха-Цокотуха В) Стойкий оловянный солдатик Г) Колобок 2. Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? А) неуплата налогов Б) эксплуатация детского труда В) жестокое обращение с детьми Г) отсутствие лицензии

Решение ситуационных задач

1. Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность, пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?

А) Красная Шапочка

Б) Муха-Цокотуха

В) Стойкий оловянный солдатик

Г) Колобок

2. Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра?

А) неуплата налогов

Б) эксплуатация детского труда

В) жестокое обращение с детьми

Г) отсутствие лицензии

Решение ситуационных задач 3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе: А) хулиганство Б) покушение на убийство В) терроризм Г) разбой. 4. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? А) Административного Б) Уголовного В) Гражданского Г) Трудового

Решение ситуационных задач

3. Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:

А) хулиганство

Б) покушение на убийство

В) терроризм

Г) разбой.

4. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

А) Административного

Б) Уголовного

В) Гражданского

Г) Трудового

Решение ситуационных задач 5. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе? А) К нотариусу Б) В суд В) В органы внутренних дел Г) В прокуратуру. 6. Что является примером административного правонарушения? А) Безбилетный проезд в общественном транспорте Б) Кража шубы в меховом салоне В) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня Г) Порча имущества другого гражданина

Решение ситуационных задач

5. Гражданин был уволен с работы. Куда ему необходимо обратиться для отмены неправомерного, по его мнению, решения администрации предприятия и восстановления на работе?

А) К нотариусу

Б) В суд

В) В органы внутренних дел

Г) В прокуратуру.

6. Что является примером административного правонарушения?

А) Безбилетный проезд в общественном транспорте

Б) Кража шубы в меховом салоне

В) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

Г) Порча имущества другого гражданина

Решение ситуационных задач 8. Верны ли следующие суждения о правосудии? А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 7. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? А) Отсутствие у граждан собственного жилья Б) Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка В) Несогласие на заключение брака родителей невесты Г) Состояние жениха в другом зарегистрированном браке.

Решение ситуационных задач

8. Верны ли следующие суждения о правосудии?

А. В Российской Федерации обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Б. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

7. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано.

Что могло послужить причиной отказа?

А) Отсутствие у граждан собственного жилья

Б) Наличие у невесты несовершеннолетнего ребёнка

В) Несогласие на заключение брака родителей невесты

Г) Состояние жениха в другом зарегистрированном браке.

Говорят мудрые «Преступление редко остаётся скрытым: тот, кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть».  Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), древнегреческий философ «Кто в мыслях готов совершить преступление, тот, может быть, даже преступнее того, кто совершил его».  П. Буаст (1765 – 1824 гг.), французский лексикограф

Говорят мудрые

  • «Преступление редко остаётся скрытым: тот, кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть».

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), древнегреческий философ

  • «Кто в мыслях готов совершить преступление, тот, может быть, даже преступнее того, кто совершил его».

П. Буаст (1765 – 1824 гг.), французский лексикограф

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

2. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • 11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

3. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.
  • Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

4. Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

  • Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».