СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Биосоциальная природа человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие двойственной природы человека, общие черты с миром животных

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Биосоциальная природа человека»

Тема: Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его


Цель: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Мы продолжаем знакомство с природой человека, но сначала вспомним о науках, которые способствуют этому.

  1. Проверка домашнего задания

Слайд 1 – Заслушать сообщения обучающихся о жизни и деятельности ученых древности, связанных с развитием наук о человеке.

Слайд 2 - Задание 1. Соотнесите фамилии и открытия ученых, внесших большой вклад в становлении наук о человеке: /Учитель озвучивает задание, на столах у обучающихся для удобства распечатаны листы с заданиями/

Ученый

Научная деятельность

1 - Аристотель

2 - Везалий

3 - Гален

4 - Гарвей

5 - Гераклит

6 - Гиппократ

7 - Декарт

8 - Леонардо да Винчи

9 - Луи Пастер

10 - Мечников И.И.

11 - Павлов И.П.

12 - Сеченов И.М.

  1. Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.

  1. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине и форме.

  1. Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.

  1. Написал первое руководство по анатомии, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.

  1. О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных.

  1. Ввел представление о рефлексе.

  1. Ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.

  1. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.

  1. Ввел термин «организм»

  1. Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга»

  1. Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.

  1. Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.

Ответы:

1 – 9, 2 – 4, 3 – 5, 4 – 1, 5 – 3, 6 – 8, 7 – 6, 8 – 2, 9 – 12, 10 – 7,

11 – 11, 12 – 10.

Слайд 3 - Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии?

  2. Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?

  3. Как отразились успехи техники на развитие анатомии, физиологии и медицины?

Задание 3. Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист – человечество!»


  1. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)

Слайд 4 – Сегодня мы познакомимся с биосоциальной природой человека и науками, изучающими его. Запишите тему урока.

Слайд 5 – Вам уже известно, что появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.

Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.

Человек – существо биосоциальное! Что это значит? Давайте рассмотрим понятия «биологическая и социальная сущность человека».

Слайд 6 – Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.

- Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.

- Схожесть строения человека и млекопитающих.

- Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.

Слайд 7 - Социальная сущность человека разумного.

- Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание и мышление.

Это специфические особенности человека, которые позволили:

- создать социальную и техногенную среды, дающие возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы;

- способность к устной и письменной речи обеспечивает передачу знаний и опыта предшествующих поколений;

- высшая нервная деятельность способствует рефлексии и возможности контролировать собственное поведение.

Обладание такими возможностями определяет в человеческом обществе понятие «Личность»

Слайд 8 – Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.

Слайд 9 – Биологическое составляющее является условием существования человека: анатомия, физиология, потребность в пище, сне, движении, инстинкты.

Социальное – сущность человека: мышление, членораздельная речь, способность к целенаправленной деятельности.

Слайд 10 – Объясните высказывания! /Фронтальная беседа/

Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.

Почему это общественное достояние?

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности, одно из условий социального и экономического развития.

Здоровье – совокупность физических и духовных качеств, свойств человека.

Слайд 11 – На прошлом уроке мы с вами говорили, что анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека. Для человека важно и сохранение психического здоровья в век нагрузки, переутомления, стрессов. Этим занимается психология.

Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.

Слайд 12 - Но в целом «Венец творения» до сих пор остается загадкой, хотя множество исследовательских методов и разделов наук о человеке пытаются его познать.

Классификация наук о человеке

Теория физического воспитания, гигиена

Медицинская география, демография

Расогенез

Историческая филогения

Этнография

Антропология

Палеопатология

Генетика

Эмбриология

Физиология и т.д.

Слайд 13 – Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир, его окружают люди, созданные им предметы. Это уже выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического вида, делает его социальным существом, зависимым от общества, формирует его как личность. Процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он начинает овладевать речью, несущей в себе общественно-исторический опыт.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК.

Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме

Слайд 14 – Знаменитый Маугли, воспитанный волками, становится сверхчеловеком – с разумом человека и волчьей хваткой по задумке Киплинга.

Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности.

Слайд 15 - Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

Подлинное человеческое у каждого из нас формируется только в процессе жизни общества. Организм и личность – две неразделимые стороны человека.

Слайд 16 – Давайте еще раз рассмотрим соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность» (схема)

Человек индивид – Его особенностью, как биологического вида, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Личность - Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.

Индивидуальность – Каждый человек имеет свои особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.


  1. Подведение итога урока

Слайд 17 - Подвести итог нашей работы мне хотелось бы словами академика Афанасьева В.Г.: «Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит легкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми».


Слайд 18 - Домашнее задание: прочитать введение.

Подготовить дополнительный материал о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения.

Вспомнить основные систематические категории, изученные в курсе зоологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!