Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Биосоциальная природа человека»
Жизнь и деятельность ученых древности, связанных с развитием наук о человеке
Задание 1.
Ученый
Научная деятельность
1 - Аристотель
2 - Везалий
1) Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.
3 - Гален
2) Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине и форме.
4 - Гарвей
3) Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
5 - Гераклит
4) Написал первое руководство по анатомии, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.
5) О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных.
6 - Гиппократ
6) Ввел представление о рефлексе.
7 - Декарт
7) Ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
8 - Леонардо да Винчи
9 - Луи Пастер
8) Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
10 - Мечников И.И.
9) Ввел термин «организм»
11 - Павлов И.П.
10) Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга»
12 - Сеченов И.М.
11) Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.
12) Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.
Задание 2.
- 1. С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии?
- 2. Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
- 3. Как отразились успехи техники на развитие анатомии, физиологии и медицины?
- Задание 3. Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист – человечество!»
Тема: Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его
Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.
Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.
Человек – существо биосоциальное
- Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.
- - Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
- - Схожесть строения человека и млекопитающих.
- - Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.
Человек – существо биосоциальное
- Социальная сущность человека разумного.
- - Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание и мышление.
- Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
- Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.
Биологическое в человеке
Социальное в
человеке
Мышление
Анатомия и физиология человека
Членораздельная речь
Потребность в еде, сне, движении
Способность к сознательной целенаправленной деятельности
Инстинкты
Условие, предпосылка существования человека
Сущность человека
Объясните высказывания!
- Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.
- Почему это общественное достояние?
- Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности, одно из условий социального и экономического развития.
- Здоровье – совокупность физических и духовных качеств, свойств человека.
- Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека.
- Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
Классификация наук о человеке
- Теория физического воспитания, гигиена
- Медицинская география, демография
- Расогенез
- Историческая филогения
- Этнография
- Антропология
- Палеопатология
- Генетика
- Эмбриология
- Физиология и т.д.
Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:
- Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК.
- Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.
Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.
- Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности.
- Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.
- Подлинное человеческое у каждого из нас формируется только в процессе жизни общества .
- Организм и личность – две неразделимые стороны человека.
- Прямохождение Приспособленность к трудовой деятельности Высокоразвитый мозг
- Прямохождение
- Приспособленность к трудовой деятельности
- Высокоразвитый мозг
Человек индивид
- Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.
- Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.
Личность
- Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
- Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
Индивидуальность
- «Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит легкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми». Афанасьев В.Г.
Домашнее задание:
- прочитать введение.
- Подготовить дополнительный материал о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения.
- Вспомнить основные систематические категории, изученные в курсе зоологии.
До скорой встречи!