СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Биосоциальная природа человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение двойственности природы человека, черт сходства и различия мира человека и животных

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Биосоциальная природа человека»

Жизнь и деятельность ученых древности, связанных с развитием наук о человеке

Жизнь и деятельность ученых древности, связанных с развитием наук о человеке

Задание 1.

Ученый

Научная деятельность

1 - Аристотель

2 - Везалий

1) Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.

3 - Гален

2) Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине и форме.

4 - Гарвей

3) Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.

5 - Гераклит

4) Написал первое руководство по анатомии, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии.

5) О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных.

6 - Гиппократ

6) Ввел представление о рефлексе.

7 - Декарт

7) Ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.

8 - Леонардо да Винчи

9 - Луи Пастер

8) Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.

10 - Мечников И.И.

9) Ввел термин «организм»

11 - Павлов И.П.

10) Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга»

12 - Сеченов И.М.

11) Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.

12) Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.

Задание 2.  Ответьте на вопросы: 1.  С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии? 2.  Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века? 3.  Как отразились успехи техники на развитие анатомии, физиологии и медицины? Задание 3. Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист – человечество!»

Задание 2.

  • Ответьте на вопросы:
  • 1. С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии?
  • 2. Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
  • 3. Как отразились успехи техники на развитие анатомии, физиологии и медицины?
  • Задание 3. Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист – человечество!»

Тема: Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

Тема: Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

 Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.  Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.

Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных.

Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.

Человек – существо биосоциальное Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных. - Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение. - Схожесть строения человека и млекопитающих. - Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.

Человек – существо биосоциальное

  • Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.
  • - Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
  • - Схожесть строения человека и млекопитающих.
  • - Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.

Человек – существо биосоциальное Социальная сущность человека разумного. - Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание и мышление.

Человек – существо биосоциальное

  • Социальная сущность человека разумного.
  • - Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание и мышление.
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.
  • Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
  • Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.

Биологическое в человеке Социальное в человеке Мышление Анатомия и физиология человека Членораздельная речь Потребность в еде, сне, движении Способность к сознательной целенаправленной деятельности Инстинкты  Условие, предпосылка существования человека Сущность человека

Биологическое в человеке

Социальное в

человеке

Мышление

Анатомия и физиология человека

Членораздельная речь

Потребность в еде, сне, движении

Способность к сознательной целенаправленной деятельности

Инстинкты

Условие, предпосылка существования человека

Сущность человека

Объясните высказывания! Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности. Почему это общественное достояние? Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности, одно из условий социального и экономического развития. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств, свойств человека.

Объясните высказывания!

  • Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.
  • Почему это общественное достояние?
  • Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности, одно из условий социального и экономического развития.
  • Здоровье – совокупность физических и духовных качеств, свойств человека.
Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека. Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
  • Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека.
  • Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.

Классификация наук о человеке Теория физического воспитания, гигиена  Медицинская география, демография Расогенез Историческая филогения Этнография Антропология Палеопатология Генетика Эмбриология Физиология и т.д.

Классификация наук о человеке

  • Теория физического воспитания, гигиена
  • Медицинская география, демография
  • Расогенез
  • Историческая филогения
  • Этнография
  • Антропология
  • Палеопатология
  • Генетика
  • Эмбриология
  • Физиология и т.д.
Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:  Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК.  Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

  • Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК.
  • Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.

Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности.
  • Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности.

 Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата. Подлинное человеческое у каждого из нас формируется только в процессе жизни общества . Организм и личность – две неразделимые стороны человека.
  • Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.
  • Подлинное человеческое у каждого из нас формируется только в процессе жизни общества .
  • Организм и личность – две неразделимые стороны человека.
Прямохождение Приспособленность к трудовой деятельности Высокоразвитый мозг Прямохождение Приспособленность к трудовой деятельности Высокоразвитый мозг Человек индивид Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью. Личность  Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Индивидуальность
  • Прямохождение Приспособленность к трудовой деятельности Высокоразвитый мозг
  • Прямохождение
  • Приспособленность к трудовой деятельности
  • Высокоразвитый мозг

Человек индивид

  • Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.
  • Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.

Личность

  • Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
  • Проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Индивидуальность

«Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит легкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми».     Афанасьев В.Г.
  • «Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит легкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми». Афанасьев В.Г.
Домашнее задание: прочитать введение. Подготовить дополнительный материал о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения. Вспомнить основные систематические категории, изученные в курсе зоологии.

Домашнее задание:

  • прочитать введение.
  • Подготовить дополнительный материал о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения.
  • Вспомнить основные систематические категории, изученные в курсе зоологии.

До скорой встречи!

До скорой встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!