СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №2: Соседи Солнца

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок №2: Соседи Солнца»

План-конспект урока по географии

Предмет: география

Класс: 5 «А»

Учитель: Буракова Л. В.

Тема урока: «Соседи солнца»

Тип урока: изучение нового материала (комбинированный урок)

Цель урока: развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике

Задачи урока:

обучающие:  углубить знания о Солнечной системе и её планетах;

развивающие: развить познавательные интересы учащихся, умения работать в группе с учебником;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в коллективе

Оборудование: учебник, рабочие тетради, проектор, ПК, интерактивная доска, атласы.

Ход урока с этапами


1 этап.

Организационный момент. 2 мин.

- Здравствуйте! Меня зовут Любовь Владимировна, хочу вам напомнить! Можно записать в тетрадь. Прошу садиться. Кто отсутствует? А сейчас мы сразу запишем домашнее задание в дневники, параграф 10 пересказ.

2 этап.

Проверка домашнего задания. 10 мин. И повторение.

На прошлом уроке вы изучили тему.., кто мне подскажет? Да, все верно, изучали мы с вами как изменилось представление о нашей Вселенной и какова модель Вселенной сейчас.! как усвоили вы эту тему узнаем, проверив домашнее задание!

Достаем рабочие тетради и открываем на стр. 24-25, выполняем задания с 1 по 4 включительно.

(Выполняют задания, включаю презентацию, интернет с видео сразу, далее, кто выполнил раньше, проверяю сразу, после все вместе.) Оцениваю задания.

Итак, а теперь, вспомним с вами и ответим на вопросы: (встаем, когда отвечаем! И представляемся!)

1. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы

мира по Птолемею?

2. Каковы заслуги Джордано Бруно в развитии взглядов о Вселенной?

3. Какой вклад внёс Галилео Галилей в изучение строения Вселенной?

4. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

5. Что такое галактика?

(дети отвечают на вопросы по одному, ставлю оценки, плюсы и затем уже суммирую в конце урока)

Этап 3.

Изучение нового материала. 15-20 мин.

-Актуализация знаний:

-Как вы думаете какая тема урока будет сегодня?

(Слушаю ответы учащихся)

Открываем учебник на стр. 52. Да, все верно, мы с вами будем говорить о планетах, соседях солнца.

1. Какие небесные тела вы знаете? 2. Назовите известные вам

планеты.

- Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют, как вы помните с прошлого урока, Солнечную систему. В ней 8 планет, многие из которых имеют спутники (рис. 52). Учёные предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5—5 млрд лет назад из газово-пылевого облака. Планеты делят на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.


(Включаю проектор и презентацию. Рассказ о планетах, сопровождающийся слайдами презентации.)


1.Меркурий.

Это самая близкая к Солнцу планета (рис. 53). Своё название она получила в честь древнеримского бога Меркурия — бога торговли, покровителя путешественников. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. Поверхность Меркурия похожа на лунную: те же многочисленные кратеры, горы.

Слово «кратер» в переводе с греческого означает «большая чаша». Диаметры некоторых кратеров — 200 км, а высота гор достигает 4 км. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400 °С. Меркурий практически лишён газовой оболочки — атмосферы. Спутников у Меркурия нет.


2. Венера.

Планета получила название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче всех звёзд и хорошо видна невооружённым глазом (рис. 54). По размерам Венера лишь немного меньше Земли. Большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Обнаружены на планете и горные районы. В одном из таких районов возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. Спутников Венера не имеет. Венера имеет плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура на Венере даже выше, чем на Меркурии, — до +500 °С!



3. Земля.

Это самая большая из планет земной группы (рис. 55). Она имеет атмосферу, образованную азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа. Более 70% поверхности Земли покрыто водой, чего нет на остальных планетах. Но главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь. Каково строение Земли? Как человек

на протяжении веков осваивал и изучал Землю мы узнаем из других разделов учебника. А сейчас познакомимся с её спутником — Луной.

Луна — единственный естественный спутник Земли, самое близкое к ней и изученное небесное тело (рис. 56). Среднее расстояние от Земли до Луны около 400 тыс. км. Большую часть её поверхности занимают обширные гористые области. Их называют материками. Высота некоторых из расположенных здесь гор достигает 9 км.

Материки выглядят более светлыми. Более тёмные участки лунной поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой. На поверхности Луны очень

много кратеров. Большинство их — результат ударов метеоритов о поверхность Луны. Диаметр некоторых кратеров превышает 100 км.

Луна практически лишена атмосферы и воды.


4. Марс.

Эта красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, названа в честь древнеримского бога войны (рис. 57). Она в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе.

Поверхность Марса — пустыни, кратеры, горы. Например, потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.

У Марса тонкая разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Они состоят из замёрзшей смеси воды и углекислого газа. Средняя температура на Марсе составляет –70 °С. Только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0 °С. На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой. Марс имеет два спутника — Деймос и Фобос.


(Презентацию закрываю, проектор выкл.)


- А теперь на стр. 55 прочтем с вами интересную дополнительную информацию о Земле и ее соседях! (читают дети по одному, по 3 предложения.)


Текст учебника для контроля: Ещё немного о планете Земля и её соседях

Год на Меркурии составляет 88 земных суток. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает за 58,7 земных суток. Диаметр этой планеты 4880 км, а среднее расстояние до неё от Солнца 58 млн км. Год на Венере длится 225 земных суток, а один оборот этой

планеты вокруг собственной оси продолжается около 243 земных суток. Таким образом, сутки на Венере длиннее года! Диаметр Венеры 12 100 км. Среднее расстояние её от Солнца 108 млн км. Атмосфера на Венере была открыта великим русским учёным

Михаилом Васильевичем Ломоносовым в 1761 г.


Год на Земле составляет 365 суток. Наша планета находится на расстоянии около 150 млн км от Солнца. Диаметр её 12 742 км. Диаметр Луны 3476 км, она в 81 раз легче Земли. Луна — единственное пока небесное тело за пределами нашей планеты, на котором побывали люди. Год на Марсе длится 687 суток, т. е. около двух земных лет. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает примерно за 24 часа, как и Земля. Марс находится на расстоянии 228 млн км от Солнца. Диаметр этой планеты 6790 км. Спутники Марса маленькие, они во много раз меньше Луны.


Выполнение самостоятельного задания учениками.

-Откроем тетради на печатной основе на стр. 26 и выполняем задания №1 и №2!

(Проверяем задания все вместе с учителем, корректировка знаний)

Дополнение к домашнему заданию:

-Творческое задание для желающих, рисунок планеты, одной из тех, которые мы сегодня изучали!

Параграф 10

Проведение мини-игры:

-А теперь небольшая игра!

«Игра на внимание»

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного - руки над головой + хлопок.

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля- самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна галактика.

4.Луна - естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Всем спасибо, урок закончен!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!