Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Сколько треугольников вы видите на каждом чертеже? | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задание | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
Задача | Подберите условие к данному вопросу и решите задачу. Сколько всего детей занимается в студии? а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков. б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек. в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек. г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше. д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше. | Решают задачи | Фронтальная | Устные ответы |
Игра-соревнование | – Сколько клеток вы заполните за три минуты? | | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите математические записи на доске: 20 + 5 = ? 25 + 12 = ? – Какие записи сложения вам незнакомы? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня мы научимся выполнять сложение двузначных чисел в столбик | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 55) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите, используя цветные палочки, пример сложения чисел 23 и 12. Для этого составляются два «поезда», обозначающие числа 23 и 12, затем к первому «поезду» подцепляются слева 1 оранжевый «вагон», а справа – 2 белых «вагона». Получается «поезд», в котором 3 оранжевых и 5 белых «вагонов». Этот «поезд» обозначает число 35. – Сформулируйте правило сложения двузначных чисел. (Правило поразрядного сложения: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.) – Подходит ли это правило для случаев вида 23 + 12? (Да.) – При сложении числа удобно записывать одно под другим (десят-ки под десятками, а единицы под единицами). Тогда становится видно, какие разрядные единицы нужно складывать. Такой способ называют «записью столбиком». – Рассмотрите образцы сложения двузначных чисел в столбик на с. 55. – Напишем первое число – 23 и подпишем под ним второе число – 12 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы – под единицами. Складываем сначала единицы, а потом десятки: 3 и 2 – это 5 (единиц), 2 и 1 – это 3 (десятка). Получается число 35 | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Рассматривая сложение 46 и 3, обратите внимание на второе слагаемое; в числе 3 содержится 0 десятков 3 единицы, поэтому в сумме получается 4 десятка (4 десятка и 0 десятков – это 4 десятка) и 9 единиц. Такие же пояснения рекомендуем дать и в случае сложения 3 и 46 | Описывают словами способ сложения столбиком |
Фронтальная работа | Памятка Алгоритм сложения в столбик. 1. Записываем первое слагаемое. 2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками. 3. Складываем единицы. 4. Складываем десятки. 5. Читаем ответ | Составляют алгоритм сложения столбиком |
Задание 2 (с. 56) | – Используя цветные палочки, выполните сложение двузначных чисел. 30 + 16 Ответ: | Выполняют сложение двузначных чисел с помощью цветных палочек |
Задание 3 (с. 56) | – Что обозначает в записи любого числа последняя цифра? (Число единиц.) – Если надо определить, сколько единиц получится в результате сложения двух чисел, обязательно ли нам вычислять сумму этих чисел? (Нет.) – Достаточно найти сумму чего? (Сумму единиц первого и второго чисел.) • Выполните устные вычисления. Например, 32 + 40. • К 32 прибавить 40. В числе 32 – две единицы, а в числе 40 – нуль единиц. Находим сумму единиц: 2 + 0 = 2. Значит, сумма чисел 32 и 40 оканчивается цифрой 2 | Выполняют сложение двузначных чисел с объяснением, комментированием | Работают в парах | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 1 | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Выполните сложение двузначных чисел с объяснением, комментированием | Выполняют вычисления устно | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; оценивают свое задание. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 2 | – Выполните сложение и запишите результаты вычислений | Выполняют вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 10 (с. 57) | – Выполните вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 11 (с. 57) | – Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? – Что вам известно? Что требуется узнать? – Все ли данные понадобятся для решения этой задачи? – Прочитайте остальные вопросы. – Запишите кратко условие этой задачи. Запись: Написал – ? к., 7 порт. и 9 пейз. Отправил – ? к., 4 порт. и 5 пейз. Решение: 1) 7 + 9 = 16 (к.) – всего нарисовал. 2) 4 + 5 = 9 (к.) – всего отправил. 3) 7 – 4 = 3 (к.) – осталось портретов. 4) 9 – 5 = 4 (к.) – осталось пейзажей. 5) 4 – 3 = 1 (к.) – меньше осталось портретов | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить сложение двузначных чисел столбиком? Проводит упражнение «Плюс-минус-интересно» (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 9 (учебник) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |