СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 27-28. Правотворчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Правотворчество" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Право" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 27-28. Правотворчество.»

(право, 10 класс, профильный уровень) Урок № 27-28 ПРАВОТВОРЧЕСТВО Д.З.: § 12, ?? (с.113-114), задания (с.114-115)  Ред. А.И. Колмаков

(право, 10 класс,

профильный уровень)

Урок № 27-28

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Д.З.: § 12, ?? (с.113-114),

задания (с.114-115)

Ред. А.И. Колмаков

Цели урока  Изучить систему правотворчества.  Развивать умения анализировать источники, документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.  Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, интереса к механизмам правотворчества.

Цели урока

  • Изучить систему правотворчества.
  • Развивать умения анализировать источники, документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.
  • Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, интереса к механизмам правотворчества.
Понятия, идеи  правотворчество;  законотворчество;  виды правотворчества;  законодательная инициатива;  реквизиты документа;  парламентское слушание.

Понятия, идеи

  • правотворчество;
  • законотворчество;
  • виды правотворчества;
  • законодательная инициатива;
  • реквизиты документа;
  • парламентское слушание.
Универсальные учебные действия Называть  принципы правотворческой деятельности. Характеризовать  законодательный процесс.

Универсальные учебные действия

  • Называть принципы правотворческой деятельности.
  • Характеризовать законодательный процесс.
Изучение нового материала Правотворчество и формирование права. Принципы и виды правотворческой деятельности государства. Стадии правотворческого процесса. Юридическая техника. ?

Изучение нового материала

  • Правотворчество и формирование права.
  • Принципы и виды правотворческой деятельности государства.
  • Стадии правотворческого процесса.
  • Юридическая техника.

?

Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

Правотворчество деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

1. Референдум  (непосредственное участие избирателей /граждан/ в правотворчестве) . 2. Законотворчество ( опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти) . 3. Подзаконное творчество ( творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра ). 4. Локальное правотворчество ( правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций). 5. Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров).

1. Референдум (непосредственное участие избирателей /граждан/ в правотворчестве) .

2. Законотворчество ( опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти) .

3. Подзаконное творчество ( творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра ).

4. Локальное правотворчество ( правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций).

5. Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров).

Виды нормотворческой деятельности государства Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека. Прямая нормотворческая деятельность государственных органов (НПА разного уровня). Ратификация (утверждение) международных договоров. Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев. Здание Государственной Думы Федерации. Москва

Виды нормотворческой деятельности государства

  • Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека.
  • Прямая нормотворческая деятельность государственных органов (НПА разного уровня).
  • Ратификация (утверждение) международных договоров.
  • Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.

Здание Государственной Думы Федерации. Москва

Правотворчество – процесс формирования права, законотворчество – процесс формулирования  права. 1. Правовой прогресс ( правотворческая деятельность максимально направленая на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства ).  2. Законность ( правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности ).

Правотворчество – процесс формирования права, законотворчество – процесс формулирования права.

1. Правовой прогресс ( правотворческая деятельность максимально направленая на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства ).

2. Законность ( правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности ).

3. Обоснованность ( правотворческая деятельность должна опираться на выявление определенной объективной потребности в правовом регулировании и быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития ). 4. Системность ( принимаемые нормы должны быть согласованы со всеми уже действующими нормами ). 5. Профессионализм ( к процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты – узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные юристы ).

3. Обоснованность ( правотворческая деятельность должна опираться на выявление определенной объективной потребности в правовом регулировании и быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития ).

4. Системность ( принимаемые нормы должны быть согласованы со всеми уже действующими нормами ).

5. Профессионализм ( к процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты – узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные юристы ).

Обновление законодательства Отмена устаревших норм Восполнение пробелов в праве Заседание государственной Думы Российской Федерации
  • Обновление законодательства
  • Отмена устаревших норм
  • Восполнение пробелов в праве

Заседание государственной Думы Российской Федерации

Правотворческие коллизии В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребёнку скакать по лужам. В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут. В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению. Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.   Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать? Карикатура на статую Свободы США

Правотворческие коллизии

  • В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребёнку скакать по лужам.
  • В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут.
  • В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению.
  • Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.

  • Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать?

Карикатура на статую Свободы США

1. Государственные органы 2. Должностные лица 3. Органы местного самоуправления  4. Народ

1. Государственные органы

2. Должностные лица

3. Органы местного самоуправления

4. Народ

Законотворчество  – процесс принятия законов высшими органами государственной власти. Отлагательное вето -  право приостановления вступления закона в силу. Абсолютное вето – право окончательного отклонения закона.

Законотворчество – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

  • Отлагательное вето -

право приостановления вступления закона в силу.

  • Абсолютное вето – право окончательного отклонения закона.
  Законодательная инициатива-  право внесения законопроекта в законодательный орган ( в ГД РФ)

Законодательная инициатива- право внесения законопроекта в законодательный орган ( в ГД РФ)

 1.  Законопроект  комитет палаты  рабочие группы  2. парламентские слушания (обсуждение законопроекта в комитете) 3. Рассмотрение и обсуждение законопроекта Обсуждение законопроекта в ГД Открытое заседание в трех чтениях (поправки, замечания) Принятие или отклонение 4. Принятие и утверждение закона  ФЗ принимается ГД большинством голосов (ФКЗ - не менее 2/3голосов от общего числа депутатов –квалифицированное большинство; ФЗ – не менее 226 депутатов). 5. Официальное опубликование закона – промульгация (закон вступает в силу после опубликования)

1. Законопроекткомитет палатырабочие группы2. парламентские слушания (обсуждение законопроекта в комитете)

3. Рассмотрение и обсуждение законопроекта

  • Обсуждение законопроекта в ГД
  • Открытое заседание в трех чтениях (поправки, замечания)
  • Принятие или отклонение

4. Принятие и утверждение закона

ФЗ принимается ГД большинством голосов (ФКЗ - не менее 2/3голосов от общего числа депутатов –квалифицированное большинство; ФЗ – не менее 226 депутатов).

5. Официальное опубликование закона – промульгация (закон вступает в силу после опубликования)

Опубликование закона: Осуществляется в официальном печатном органе: «Российская газета» «Парламентская газета» «Собрание Законодательства РФ»  2)  Осуществляется главой государства. 3) Публикуется в течение 7 дней после подписания. 4) Вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования или в срок, установленный законом.

Опубликование закона:

  • Осуществляется в официальном печатном органе:
  • «Российская газета»
  • «Парламентская газета»
  • «Собрание Законодательства РФ»

2) Осуществляется главой государства.

3) Публикуется в течение 7 дней после подписания.

4) Вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования или в срок, установленный законом.

ГД (Государственная Дума) +СФ (Совет Федерации) = ФС (Федеральное собрание РФ = парламент России, законодательный орган власти ) Законопроект  ГД -принимает  Закон  СФ - одобряет  Президент -подписывает  Публикация закона ( промульгация ) 2/3 голосов 2/3 голосов

ГД (Государственная Дума) +СФ (Совет Федерации) = ФС (Федеральное собрание РФ = парламент России, законодательный орган власти )

Законопроект

ГД -принимает

Закон

СФ - одобряет

Президент -подписывает

Публикация закона

( промульгация )

2/3 голосов

2/3 голосов

 совокупность правил, приёмов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов, документов.  - с овокупность обязательных данных, предусмотренных для документов, без которых они не могут иметь юридическую силу. Дата Наименование Место издания и принятия Подписи должностных лиц

совокупность правил, приёмов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов, документов.

- с овокупность обязательных данных, предусмотренных для документов, без которых они не могут иметь юридическую силу.

  • Дата
  • Наименование
  • Место издания и принятия
  • Подписи должностных лиц
Контрольные вопросы Что понимается под правотворчеством? Как возникают правовые потребности? Какие виды правотворческой деятельности вам известны? На каких принципах строится правотворческая деятельность? Что представляет собой законотворческий процесс? В чём суть требований к юридической технике?

Контрольные вопросы

  • Что понимается под правотворчеством?
  • Как возникают правовые потребности?
  • Какие виды правотворческой деятельности вам известны?
  • На каких принципах строится правотворческая деятельность?
  • Что представляет собой законотворческий процесс?
  • В чём суть требований к юридической технике?
1. Верны ли следующие суждения? А. Выступать с предложениями новых законов могут только субъекты законодательной инициативы. Б. С законодательными предложениями могут выступать субъекты законодательной инициативы, а также любой гражданин РФ верно только А; верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1. Верны ли следующие суждения?

А. Выступать с предложениями новых законов могут только субъекты законодательной инициативы.

Б. С законодательными предложениями могут выступать субъекты законодательной инициативы, а также любой гражданин РФ

  • верно только А;
  • верно только Б;

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест. Правотворчество 1. Правотворчество включает в себя: 2. Компонентами законотворчества являются: а) Законотворчество , законодательный процесс; б) Нормотворчество, нормотворческий процесс; в) Правообразование   г) Преобразование права  а) познание, деятельность, результат; б) умозаключение, мышление, результат; в) познание, умозаключение, мышление; г) гипотеза, диспозиция, санкция

Тест. Правотворчество

1. Правотворчество включает в себя:

2. Компонентами законотворчества являются:

а) Законотворчество , законодательный процесс;

б) Нормотворчество, нормотворческий процесс;

в) Правообразование  

г) Преобразование права

а) познание, деятельность, результат;

б) умозаключение, мышление, результат;

в) познание, умозаключение, мышление;

г) гипотеза, диспозиция, санкция

Тест. Правотворчество 3. Итоговая цель законотворчества, это: а) закон; б) законопроект; в) идея законопроекта; г) концепция законопроекта 4. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это: а) законотворчество; б) законодательная система; в) нормотворчество; г) нигилизм

Тест. Правотворчество

3. Итоговая цель законотворчества, это:

а) закон;

б) законопроект;

в) идея законопроекта;

г) концепция законопроекта

4. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это:

а) законотворчество;

б) законодательная система;

в) нормотворчество;

г) нигилизм

Тест. Правотворчество 5. Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества её результатов, это:    а)законотворчество   б)законодательная система   в)юридическая техника   г)правотворчество 

Тест. Правотворчество

5. Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества её результатов, это:   а)законотворчество  б)законодательная система  в)юридическая техника  г)правотворчество 

6. Верны ли следующие суждения? А. В РФ процесс принятия закона осуществляется в Государственной Думе, право одобрить или отклонить закон предоставлено Совету Федерации РФ Б. Права принятия, одобрения или отклонения законов предоставлены Правительству РФ верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения?

А. В РФ процесс принятия закона осуществляется в Государственной Думе, право одобрить или отклонить закон предоставлено Совету Федерации РФ

Б. Права принятия, одобрения или отклонения законов предоставлены Правительству РФ

  • верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

7. Задание. Вставьте пропущенные слова.

Законопроекты вносятся в (1)__________. Правом законодательной инициативы обладают(2)_________ РФ, Совет Федерации, члены(3)________________, депутаты Государственной Думы, законодательные органы(4)__________РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, (5)_________ РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Обсуждение законопроекта проходит в (6)________ чтениях. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало(7)________ депутатов. Принятый Государственной Думой закон в течении (8)_____ дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало(9)________ членов Совета Федерации. Одобренный закон в течение (10)______ дней должен быть подписан Президентом РФ. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в «(11)_________» и «(12)__________» в течении 14 дней. Если же Президент отклонит закон, то его вето может быть преодолено. Для этого за закон должны проголосовать не менее (13)_______ голосов от общего количества членов Федерального Собрания. В этом случае Президент РФ должен подписать закон в течение (14)______ дней.

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Литература: Право: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень /  Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др.  ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007 Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. — М.: ACT: Астрель, 2009. Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник / О.В. Кишенкова, Н.Н.Семке. – М.: Эксмо, 2010. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. Ольга Владимировна Хайбалиева , учитель истории и обществознания. Разработка презентации.

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень /  Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др.  ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. — М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник / О.В. Кишенкова, Н.Н.Семке. – М.: Эксмо, 2010.
  • Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  • Ольга Владимировна Хайбалиева , учитель истории и обществознания. Разработка презентации.
Источники иллюстраций для оформления шаблона: http://anticrisis.ucoz.ru/CB012045.JPG http :// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http://anticrisis.ucoz.ru/CB012045.JPG
  • http :// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg