(право, 10 класс,
профильный уровень)
Урок № 27-28
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Д.З.: § 12, ?? (с.113-114),
задания (с.114-115)
Ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Изучить систему правотворчества.
- Развивать умения анализировать источники, документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.
- Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, интереса к механизмам правотворчества.
Понятия, идеи
- правотворчество;
- законотворчество;
- виды правотворчества;
- законодательная инициатива;
- реквизиты документа;
- парламентское слушание.
Универсальные учебные действия
- Называть принципы правотворческой деятельности.
- Характеризовать законодательный процесс.
Изучение нового материала
- Правотворчество и формирование права.
- Принципы и виды правотворческой деятельности государства.
- Стадии правотворческого процесса.
- Юридическая техника.
?
Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.
1. Референдум (непосредственное участие избирателей /граждан/ в правотворчестве) .
2. Законотворчество ( опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти) .
3. Подзаконное творчество ( творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра ).
4. Локальное правотворчество ( правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций).
5. Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров).
Виды нормотворческой деятельности государства
- Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека.
- Прямая нормотворческая деятельность государственных органов (НПА разного уровня).
- Ратификация (утверждение) международных договоров.
- Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.
Здание Государственной Думы Федерации. Москва
Правотворчество – процесс формирования права, законотворчество – процесс формулирования права.
1. Правовой прогресс ( правотворческая деятельность максимально направленая на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства ).
2. Законность ( правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности ).
3. Обоснованность ( правотворческая деятельность должна опираться на выявление определенной объективной потребности в правовом регулировании и быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития ).
4. Системность ( принимаемые нормы должны быть согласованы со всеми уже действующими нормами ).
5. Профессионализм ( к процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты – узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные юристы ).
- Обновление законодательства
- Отмена устаревших норм
- Восполнение пробелов в праве
Заседание государственной Думы Российской Федерации
Правотворческие коллизии
- В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребёнку скакать по лужам.
- В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут.
- В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению.
- Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.
- Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать?
Карикатура на статую Свободы США
1. Государственные органы
2. Должностные лица
3. Органы местного самоуправления
4. Народ
Законотворчество – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.
право приостановления вступления закона в силу.
- Абсолютное вето – право окончательного отклонения закона.
Законодательная инициатива- право внесения законопроекта в законодательный орган ( в ГД РФ)
1. Законопроект комитет палаты рабочие группы 2. парламентские слушания (обсуждение законопроекта в комитете)
3. Рассмотрение и обсуждение законопроекта
- Обсуждение законопроекта в ГД
- Открытое заседание в трех чтениях (поправки, замечания)
- Принятие или отклонение
4. Принятие и утверждение закона
ФЗ принимается ГД большинством голосов (ФКЗ - не менее 2/3голосов от общего числа депутатов –квалифицированное большинство; ФЗ – не менее 226 депутатов).
5. Официальное опубликование закона – промульгация (закон вступает в силу после опубликования)
Опубликование закона:
- Осуществляется в официальном печатном органе:
- «Российская газета»
- «Парламентская газета»
- «Собрание Законодательства РФ»
2) Осуществляется главой государства.
3) Публикуется в течение 7 дней после подписания.
4) Вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования или в срок, установленный законом.
ГД (Государственная Дума) +СФ (Совет Федерации) = ФС (Федеральное собрание РФ = парламент России, законодательный орган власти )
Законопроект
ГД -принимает
Закон
СФ - одобряет
Президент -подписывает
Публикация закона
( промульгация )
2/3 голосов
2/3 голосов
совокупность правил, приёмов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов, документов.
- с овокупность обязательных данных, предусмотренных для документов, без которых они не могут иметь юридическую силу.
- Дата
- Наименование
- Место издания и принятия
- Подписи должностных лиц
Контрольные вопросы
- Что понимается под правотворчеством?
- Как возникают правовые потребности?
- Какие виды правотворческой деятельности вам известны?
- На каких принципах строится правотворческая деятельность?
- Что представляет собой законотворческий процесс?
- В чём суть требований к юридической технике?
1. Верны ли следующие суждения?
А. Выступать с предложениями новых законов могут только субъекты законодательной инициативы.
Б. С законодательными предложениями могут выступать субъекты законодательной инициативы, а также любой гражданин РФ
- верно только А;
- верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тест. Правотворчество
1. Правотворчество включает в себя:
2. Компонентами законотворчества являются:
а) Законотворчество , законодательный процесс;
б) Нормотворчество, нормотворческий процесс;
в) Правообразование
г) Преобразование права
а) познание, деятельность, результат;
б) умозаключение, мышление, результат;
в) познание, умозаключение, мышление;
г) гипотеза, диспозиция, санкция
Тест. Правотворчество
3. Итоговая цель законотворчества, это:
а) закон;
б) законопроект;
в) идея законопроекта;
г) концепция законопроекта
4. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это:
а) законотворчество;
б) законодательная система;
в) нормотворчество;
г) нигилизм
Тест. Правотворчество
5. Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества её результатов, это: а)законотворчество б)законодательная система в)юридическая техника г)правотворчество
6. Верны ли следующие суждения?
А. В РФ процесс принятия закона осуществляется в Государственной Думе, право одобрить или отклонить закон предоставлено Совету Федерации РФ
Б. Права принятия, одобрения или отклонения законов предоставлены Правительству РФ
- верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны
7. Задание. Вставьте пропущенные слова.
Законопроекты вносятся в (1)__________. Правом законодательной инициативы обладают(2)_________ РФ, Совет Федерации, члены(3)________________, депутаты Государственной Думы, законодательные органы(4)__________РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, (5)_________ РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Обсуждение законопроекта проходит в (6)________ чтениях. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало(7)________ депутатов. Принятый Государственной Думой закон в течении (8)_____ дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало(9)________ членов Совета Федерации. Одобренный закон в течение (10)______ дней должен быть подписан Президентом РФ. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в «(11)_________» и «(12)__________» в течении 14 дней. Если же Президент отклонит закон, то его вето может быть преодолено. Для этого за закон должны проголосовать не менее (13)_______ голосов от общего количества членов Федерального Собрания. В этом случае Президент РФ должен подписать закон в течение (14)______ дней.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература:
- Право: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007
- Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
- Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. — М.: ACT: Астрель, 2009.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник / О.В. Кишенкова, Н.Н.Семке. – М.: Эксмо, 2010.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Ольга Владимировна Хайбалиева , учитель истории и обществознания. Разработка презентации.
Источники иллюстраций для оформления шаблона:
- http://anticrisis.ucoz.ru/CB012045.JPG
- http :// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg