СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 38 УМК «Школа России» Тема: Сложные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 38

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Просмотр содержимого документа
«Урок 38 УМК «Школа России» Тема: Сложные слова»

Урок 38

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: знакомство  со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи урока:

Образовательные:

-Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

-Познакомить со способами образования сложных слов;

-Расширять знания о составе слова.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

- Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-на уроке учащиеся получат знания о сложных словах;

-научатся находить корни сложных слов;

-научатся образовывать сложные слова.

Метапредметные :

-Принимать и сохранять учебную задачу;

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Личностные:

- Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.


Ход урока

1.Организационный момент.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


Начинаем урок русского языка.

-Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.


2.Чистописание.

1) Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)

Учитель:

-Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.


3. Актуализация знаний.

- Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;

- Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?


4. Постановка цели урока.

Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.


Стихи весёлые читай,

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.


– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)


Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.)

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?


5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику:

Упр. 138 (Стр. 77)

- Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.

-Сколько корней в этих словах. Почему?

- Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

Упр. 139 (Стр. 78)

-Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.

- Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).


6. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде "раз".

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде "два!"


2. Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай "раз" и делай"два".

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!


7. Закрепление изученного материала.

Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)

- Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;

Ветрометр- это сложное слово)


8. Подведение итогов урока.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.

1) На полу крошка-слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос).


2) Его работа-

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)


3)Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)


4) Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)


- Что нового вы узнали на уроке?

- Как называются слова, которые имеют два корня?


9. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что...

Меня удивило…

Мне бы хотелось...


10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)