Урок 38
УМК «Школа России»
Тема: Сложные слова
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Цель урока: знакомство со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.
Задачи урока:
Образовательные:
-Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;
-Познакомить со способами образования сложных слов;
-Расширять знания о составе слова.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Развивающие:
- Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Планируемые результаты:
Предметные:
-на уроке учащиеся получат знания о сложных словах;
-научатся находить корни сложных слов;
-научатся образовывать сложные слова.
Метапредметные :
-Принимать и сохранять учебную задачу;
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Личностные:
- Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Начинаем урок русского языка.
-Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
2.Чистописание.
1) Разминка для рук.
Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
(Дети массируют кисти рук)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)
Учитель:
-Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.
3. Актуализация знаний.
- Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;
- Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?
4. Постановка цели урока.
Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.
Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
– Какие слова жили отдельно?
– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)
Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные).
– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)
– Какое слово получилось? (Пароход.)
– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)
– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?
– Сколько основ в этом слове? ( Две.)
– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).
– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).
– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)
– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику:
Упр. 138 (Стр. 77)
- Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.
-Сколько корней в этих словах. Почему?
- Какие гласные соединяют корни в сложных словах?
Упр. 139 (Стр. 78)
-Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.
- Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).
6. Физкультминутка.
1. На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два!"
2. Руки ставим мы в разлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай "раз" и делай"два".
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
7. Закрепление изученного материала.
Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)
- Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.
(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;
Ветрометр- это сложное слово)
8. Подведение итогов урока.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.
1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос).
2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)
3)Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться. (Самовар)
4) Закричу, заурчу,
Под небеса улечу. (Вертолет)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как называются слова, которые имеют два корня?
9. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,
Закончите любое из выражений:
Мне понравилось…
На уроке я узнал, что...
Меня удивило…
Мне бы хотелось...
10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)