СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 40. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука.
  2. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
  3. Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Лист- маршрут»

Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:



Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение





Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:



Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение





Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:



Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение





Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:



Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение





Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:



Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение





Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

  1. «Пароль». Что изучает фонетика?___________________________

- оцените сами себя, поставьте в лист – маршрут баллы

  1. «Ров на пути к замку» (работа в парах)

Произнесите все указанные на карточках слова и выясните, какие две роли выполняют буквы, при каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я имеют два звука (каждый в паре должен проговорить правило)

Обозначают

Обозначают

Ель, яма, ёж, юг,

Съемка, льет, вьюга, въехать,

Свое, каюта, боец, стоят

Полет, сяду, клюв

В

После

После

После

ЕСЛИ не можете разобраться, просите подсказку учителя и получайте штрафное задание.

- Открыть учебник и сверить выводы пар с учебным материалом. Оценить себя, поставить баллы.

  1. «Центральная площадь» (работа в парах)

Для того чтобы выйти на центральную площадь, необходимо выписать только те слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Баян, весло, Юрмала, ясли, снег, буква, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье, модель, боксер, рюкзак, теннис, цель.

- После самопроверки оценить себя, поставить баллы.

  1. «Стражник». Пройти мимо стражника вы сможете, если правильно вставите пропущенные орфограммы и подберете проверочные слова.

Прол…вной - д…ревья - тр…вяной - б…гом - скр…пя -

разм…гчать - повт…рить - д…лина - п…чтовый -

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.






  1. «Пароль». (индивидуально)

Что изучает фонетика?________________________________________________________________

- оцените сами себя, поставьте в лист – маршрут баллы

  1. «Ров на пути к замку» (работа в парах)

Произнесите все указанные на карточках слова и выясните, какие две роли выполняют буквы, при каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я имеют два звука (каждый в паре должен проговорить правило)

Обозначают

Обозначают

Ель, яма, ёж, юг,

Съемка, льет, вьюга, въехать,

Свое, каюта, боец, стоят

Полет, сяду, клюв

В

После

После

После

ЕСЛИ не можете разобраться, просите подсказку учителя и получайте штрафное задание.

- Открыть учебник и сверить выводы с учебным материалом. Оценить себя, поставить баллы.

  1. «Центральная площадь» (работа в парах)

Для того чтобы выйти на центральную площадь, необходимо выписать только те слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Баян, весло, Юрмала, ясли, снег, буква, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье, модель, боксер, рюкзак, теннис, цель.

- После самопроверки оценить себя, поставить баллы.

  1. «Стражник». (индивидуально)

Пройти мимо стражника вы сможете, если правильно вставите пропущенные орфограммы и подберете проверочные слова.

Прол…вной - д…ревья - тр…вяной - б…гом - скр…пя -

разм…гчать - повт…рить - д…лина - п…чтовый -

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.


Просмотр содержимого документа
«Урок № 40. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»

3


5 класс

Урок 40.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука.

  2. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.

  3. Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают позиции, когда буквы обозначают два звука, когда смягчают согласные;

  2. Умеют определять позиции и качество звука.

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

  4. Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ХИ-ХА-ХО»

По команде учителя они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!».

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

Фонетический разбор - соревнование

- Сколько в алфавите букв?

- А звуков?

- Разница между звуками и буквами есть?

- Почему звуков, по – вашему, больше, чем букв?

[ Й О Ш] – фонетический разбор. Кто быстрее выполнит полный разбор

работают индивидуально, проверяют коллективно

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Анализ языкового материала

    Мера- м’ [Э] ра

    Полет-пол’[О] т

    Клюв- кл’[У] в

    Сяду- с’ [ А] ду

    Ем-[й’Э]м

    Елка-[й’О]лка

    Юла-[й’У]ла

    Яма-[й’А]мА

    Боец- бо[й’ Э]ц

    Прием-при[й’О]м

    Каюта-ка[й’У]та

    Стоят-сто[й’А}

    Отъезд-отъ[й’Э]зд

    Съемка-съ[й’О]кА

    Вьюга-вь[й’У]га

    Обезьяна-обезь[й’А]на

  2. Совместное целеполагание

Учащиеся участвуют в обсуждении, предлагают цели урока, учитель записывает на доске все версии), например:

  1. Выяснить, какие две роли выполняют

буквы Е, Ё, Ю, Я

  1. Выяснить, при каких условиях указан-

ные буквы обозначают два звука…

  1. Формировать умение оценивать себя…

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!


  1. «Пароль». (индивидуально)

Что изучает фонетика?___________________________

Ключ: фонетика (в переводе с греческого означает звук) изучает звуки речи

- оцените сами себя, поставьте в лист – маршрут баллы

  1. «Ров на пути к замку» (работа в парах)

Произнесите все указанные в карточке слова и выясните, какие две роли выполняют буквы Е, Ё, Ю, Я, при каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я имеют два звука (каждый в паре должен проговорить правило). Заполните таблицу

Обозначают два звука

Обозначают мягкость предыдущего согласного

Ель, яма, ёж, юг,

Съемка, льет, вьюга, въехать,

Свое, каюта, боец, стоят

Полет, сяду, клюв

В начале слова

После Ъ или Ь знака

После гласного

После согласного

ЕСЛИ не можете разобраться, просите подсказку учителя и получайте штрафное задание.

- Открыть учебник и сверить выводы с учебным материалом. Оценить себя, поставить баллы.


  1. «Центральная площадь» (работа в парах)

Для того чтобы выйти на центральную площадь, необходимо выписать только те слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Баян, весло, Юрмала, ясли, снег, буква, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье, модель, боксер, рюкзак, теннис, цель.

- После самопроверки оценить себя, поставить баллы.

  1. «Стражник». Пройти мимо стражника вы сможете, если правильно вставите пропущенные орфограммы и подберете проверочные слова.

Прол…вной - д…ревья - тр…вяной - б…гом - скр…пя -

разм…гчать - повт…рить - д…лина - п…чтовый -

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для слабых учеников – составить только предложения (самопроверка, выставление баллов)

- Почему в нашей стране ФОНЕТИКЕ замок называется замком гласных букв? Почему не согласных или просто букв? ( два звука могут иметь только гласные буквы Е, Ё, Ю, Я)















Самопроверка по эталону

  1. Подведение

итогов.

Рефлексия. Поставьте плюс, если согласны с утверждением.

Знаю правило

Смогу увидеть слово с двумя звуками

Смогу построить предложение



Домашнее задание.


§ 34. Упр. 252




Каждый ученик получает лист – маршрут, по которому работает на уроке.

Лист – маршрут ученика_________________________

Препятствия, которые вас ожидают

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

Количество набранных баллов

Оценка

1. Городские ворота: пароль и ключ

5


35 - 45

5

2. Ров на пути к замку

10


25 – 34

4

3. Центральная площадь «Куча мала»

10


20 - 24

3

4. Стражник

10


Меньше 20

2

5.Замок

10



Всего набрано:




Просмотр содержимого документа
«ключи Раздаточный материал»

  1. «Пароль». Фонетика изучает звуки речи

  2. «Ров на пути к замку»

    Обозначают два звука

    Обозначают мягкость предыдущего согласного

    Ель, яма, ёж, юг,

    Съемка, льет, вьюга, въехать,

    Свое, каюта, боец, стоят

    Полет, сяду, клюв

    В начале слова

    После Ъ и Ь знаков

    После гласного

    После согласного

  3. «Центральная площадь»

Баян, Юрмала, ясли, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье.

  1. «Стражник».

Прол…вной - лИть д…ревья - дЕрево тр…вяной - трАвы б…гом - бЕг скр…пя -скрИп

разм…гчать - мЯгкий повт…рить - повтОр д…лина - дОл п…чтовый - пОчта

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.





  1. Пароль». Фонетика изучает звуки речи

  2. «Ров на пути к замку»

    Обозначают два звука

    Обозначают мягкость предыдущего согласного

    Ель, яма, ёж, юг,

    Съемка, льет, вьюга, въехать,

    Свое, каюта, боец, стоят

    Полет, сяду, клюв

    В начале слова

    После Ъ и Ь знаков

    После гласного

    После согласного

  3. «Центральная площадь»

Баян, Юрмала, ясли, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье.

  1. «Стражник».

Прол…вной - лИть д…ревья - дЕрево тр…вяной - трАвы б…гом - бЕг скр…пя -скрИп

разм…гчать - мЯгкий повт…рить - повтОр д…лина - дОл п…чтовый - пОчта

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.




  1. Пароль». Фонетика изучает звуки речи

  2. «Ров на пути к замку»

    Обозначают два звука

    Обозначают мягкость предыдущего согласного

    Ель, яма, ёж, юг,

    Съемка, льет, вьюга, въехать,

    Свое, каюта, боец, стоят

    Полет, сяду, клюв

    В начале слова

    После Ъ и Ь знаков

    После гласного

    После согласного

  3. «Центральная площадь»

Баян, Юрмала, ясли, взъерошенный, ясный, приемка, обезьяна, ёлка, если, упоминание, ателье.

  1. «Стражник».

Прол…вной - лИть д…ревья - дЕрево тр…вяной - трАвы б…гом - бЕг скр…пя -скрИп

разм…гчать - мЯгкий повт…рить - повтОр д…лина - дОл п…чтовый - пОчта

  1. «Замок». Составить связный текст из слов с буквами Е, Ё, Ю, Я.