СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе: "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. 2) Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе: "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»

Тема урока: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я». 5 класс

Учитель русского языка и литературы: Трегубенко О.А.

Цели: 1) Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. 2) Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Задачи:

Обучающие:

- учить формулировать тему и определять цели урока;

- определять роль букв е, ё, ю. я;

- учить называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;

Развивающие:

- развивать речь учащихся;

- развивать умение создавать связный текст;

- обогащать словарный запас учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному языку;

- формировать умение работать в паре и в группе.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная и групповая, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, компьютер с презентацией, проектор, коробочки со смайликами красного, зеленого и желтого цвета, круги из бумаги со словами

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять условия, при которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, два звука.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.









Этап урока

Время для этапа


Универсальные учебные действия (УУД)


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Работая сегодня на уроке и выполняя задания, я предлагаю вам собирать смайлики по правилу. Если я сказала: "Отлично", то берете красный, "Хорошо" – зеленый, "Внимательнее" – жёлтый. Услышав сигнальное слово (отлично, хорошо, внимательнее) на ваш ответ, вы берете смайлики из общей коробки на каждой парте. В конце урока подведем итоги, кто больше набрал смайликов.


2


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Актуализация прежних знаний.

2.1 Орфографический диктант.

Пушистый сне.., н..вогодняя елка, гла..кая прич..ска, теплые варе..ки, веселый праз..ник. Взаимопроверка (ни одной ошибки – красный смайлик, 1-2 ошибки – зеленый, больше 3 – желтый). Какие орфограммы мы вспомнили?

2.2 Блиц-опрос.

  1. Что такое фонетика?

  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

  3. Звуки делятся на …

  4. Гласные бывают …

  5. На какие звуки делятся согласные?

  6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

  7. Сколько букв в русском алфавите?

  8. Сколько гласных звуков в русском языке?

  9. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?


10

поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез и их обоснование.

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Изучение нового материала

На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й э). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е.      

Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного.

Догадались, какая тема сегодняшнего урока? Запись в тетради и на доске.

3.1 История происхождения букв

Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка.

– Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ люди;

Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.

– Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ: памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык;

– Буква Е имела целых 4 варианта – ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),

IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ – чтец (Ь в сильной позиции), БѢСЪ – бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас.

– Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 27 ноября 1783 года состоялось заседание Академического совета в составе Екатерины Романовны Дашковой и известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина, где Екатерина Романовна предложила заменить двубуквенное обозначение «йо» буквой е с точками. Широко известно стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, который первый использовал букву ё в печатном издании в 1797 году.

В этом 2018 году этой букве исполнится 235 лет.


3.2 Составление алгоритма по данной теме (схема правила на слайде). Запишите в тетрадь.

Е, Ё, Ю, Я

1 звук   

2 звука

После согласной
После гласной
После Ъ и Ь

В начале слова


15

структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  1. Физкультминутка

Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.

Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.


2

поиск и выделение необходимой информации;



  1. Закрепление

Игра «Кто быстрее?» (у доски два ученика) слова на доске

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука.

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.




3

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

  1. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь?

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё?

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ювелир, лентяй, игра, яблоко.

Г) Куда осенью улетают птицы?

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит?


5

структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

  1. Игра снежки (по группам).

Каждая группа получает по 4 снежка, на которых написаны слова.

Задание: проанализировать слова, прикрепить снежок к сугробу, согласно условию, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук или 2 звука

– Проверим, правильно ли снежки попали на сугроб



5

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для классификации объектов;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

  1. Итог урока

Какую тему мы сегодня изучали?

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Поднимите руку, у кого больше 5 смайликов красного цвета. Вы молодцы, замечательно работали на уроке.

У кого меньше 5 смайликов красного цвета и зеленого цвета – вы старались, у вас все получится


2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

- коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; - оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  1. Домашнее задание: упражнение 462

Вы сегодня молодцы, хорошо работали, спасибо за урок!


1