Тема урока: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я». 5 класс
Учитель русского языка и литературы: Трегубенко О.А.
- определять роль букв е, ё, ю. я;
- формировать умение работать в паре и в группе.
Этап урока | Время для этапа | Универсальные учебные действия (УУД) |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Работая сегодня на уроке и выполняя задания, я предлагаю вам собирать смайлики по правилу. Если я сказала: "Отлично", то берете красный, "Хорошо" – зеленый, "Внимательнее" – жёлтый. Услышав сигнальное слово (отлично, хорошо, внимательнее) на ваш ответ, вы берете смайлики из общей коробки на каждой парте. В конце урока подведем итоги, кто больше набрал смайликов. | 2 | | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Актуализация прежних знаний. 2.1 Орфографический диктант. Пушистый сне.., н..вогодняя елка, гла..кая прич..ска, теплые варе..ки, веселый праз..ник. Взаимопроверка (ни одной ошибки – красный смайлик, 1-2 ошибки – зеленый, больше 3 – желтый). Какие орфограммы мы вспомнили? 2.2 Блиц-опрос. Что такое фонетика? Из чего состоят слова, которые мы слышим? Звуки делятся на … Гласные бывают … На какие звуки делятся согласные? Из чего состоят слова, которые мы пишем? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных звуков в русском языке? А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? | 10 | поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез и их обоснование. | управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
Изучение нового материала На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему? Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й э). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е. Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного. Догадались, какая тема сегодняшнего урока? Запись в тетради и на доске. 3.1 История происхождения букв Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. – Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди; Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия. – Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ: памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык; – Буква Е имела целых 4 варианта – ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть), IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ – чтец (Ь в сильной позиции), БѢСЪ – бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас. – Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 27 ноября 1783 года состоялось заседание Академического совета в составе Екатерины Романовны Дашковой и известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина, где Екатерина Романовна предложила заменить двубуквенное обозначение «йо» буквой е с точками. Широко известно стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, который первый использовал букву ё в печатном издании в 1797 году. В этом 2018 году этой букве исполнится 235 лет. 3.2 Составление алгоритма по данной теме (схема правила на слайде). Запишите в тетрадь. Е, Ё, Ю, Я | 1 звук | 2 звука | После согласной После гласной После Ъ и Ь | В начале слова | | 15 | структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; | постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
Физкультминутка Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх. Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён. | 2 | поиск и выделение необходимой информации; | | |
Закрепление Игра «Кто быстрее?» (у доски два ученика) слова на доске Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука. Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька. | 3 | поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; |
Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. А) Что больше всего на свете любит медведь? Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ювелир, лентяй, игра, яблоко. Г) Куда осенью улетают птицы? Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? | 5 | структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; | постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Игра снежки (по группам). Каждая группа получает по 4 снежка, на которых написаны слова. Задание: проанализировать слова, прикрепить снежок к сугробу, согласно условию, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук или 2 звука – Проверим, правильно ли снежки попали на сугроб
| 5 | поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для классификации объектов; | - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; |
Итог урока Какую тему мы сегодня изучали? Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? Поднимите руку, у кого больше 5 смайликов красного цвета. Вы молодцы, замечательно работали на уроке. У кого меньше 5 смайликов красного цвета и зеленого цвета – вы старались, у вас все получится | 2 | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; - оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Домашнее задание: упражнение 462 Вы сегодня молодцы, хорошо работали, спасибо за урок! | 1 | | | |