Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
ФИО учителя | Серженко Анна Михайловна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Т.А.Ладыженская |
Тема урока | ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология | Технология проблемно-развивающего обучения |
Предметные цели урока:
Ознакомление обучающихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я.
Осмысление, что данные буквы могут буквы могут обозначать один и два звука.
Усвоение различных позиций, в которых эти буквы обозначают один или два звука.
Применение полученного знания при фонетическом разборе слов.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;
Регулятивные: умение ставить цели планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности.
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи.
Личностные : воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся различают позиции, в которых буквы Е,Ё, Ю,Я обозначают один и два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами, отрабатывают первичные умения в практической деятельности.
Оборудование:
Структура урока:
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний
Первичное закрепление изученного материала.
6)Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
7)Включение нового знания в систему знаний и повторение
8)Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Здравствуйтe, садитесь. Сегодня у нас урок-исследование. Хотите вы быть настоящими исследователями? А что значит исследовать? Как можно выяснить значение этого слова? Что нам может помочь
– Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним лексическое значение этого слова.
(«Исследовать – подвергнуть научному изучению»).
Сегодня нам предстоит исследовать несколько гласных букв. Но об этом чуть позже. Для начала давайте вспомним, какой раздел языкознания мы изучаем вот уже несколько уроков. Что изучает «Фонетика»? Как перевести это слово? Подберите слова с этим корнем. (Слайд №2).
- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
- Сколько всего гласных звуков? (6) Произнесем их все вместе.
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Почему происходит так, что букв 10, а звуков 6?Непонятно. (Слайд №4). (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
- Давайте протянем эти звуки, что вы слышите?
- Какие буквы дают один звук, а какие – два?
- Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й э). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е.
Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного.
- Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока? (Слайд №5).
Создание проблемной ситуации. Учитель читает стихотворение В. Левитана “История с переодеванием” (Слайд №6)
Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.
– Зачем букве два звука? В этом нам предстоит разобраться. “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж и многих других”. (Слайд № 7)
- Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждой букве? (Ответы детей). Ну конечно, звук [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет.
- Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.
Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? В этом нам поможет сказка
“Где прячется йот” (Дети инсценируют сказку)
“В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да веселыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А все потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространенным недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот – твердость в ногах. Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.
- Что с вами?- спросила взволнованная В.
– Я недомогаю… что-то мешает внутри, – ответила буква Я.
– Нужен рентген!
Сказано-сделано. Посмотрел врач на снимок и объявил:
– У вас же внутри ЙОТ!
– Это опасно? – забеспокоилась Я.
– Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе – Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он – невидимка и любит всех подурачить.
– Какое же лекарство вы мне посоветуете?
– Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми
вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!
Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили: надо выяснить, когда появляется этот загадочный звук. Давайте поможем нашим буквам.
- Перед вами слайд (№8), посмотрите и скажите, когда буквы дают два звука (не спешите)?
Слайд № 9. - Когда буквы обозначают два звука?
Слайд №10. - Когда еще буквы обозначают два звука?
Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Слайд №11) (Умение обозначать два звука)
- И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Слайд № 12) (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного) (Слайд № 13) .
Постройте таблицу, которая будет отражать все правила. (Слайд № 14-15)
Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука |
После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) |
Откройте учебник на странице 142. Прочитайте вывод параграфа 61. Мы правильно выяснили двойную роль букв? Значит, исследование доведено до конца.
Упр. 311
Письмо – 6б, 5 зв.,мысль – 5 б., 4 зв.
Фонетический разбор слова «РОССИЯ» (Слайд № 16)
Домашнее задание: П.61 Упр. 312
Используемая литература:
- Русский язык. 5 класс. Учебник. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М, 2010.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Карточка с заданием.
выписать из стихотворения слова на правило
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.