СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 42 Тема: Толковые словари.(§19) С.66-69 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 42 Тема: Толковые словари.(§19) С.66-69 5 класс»

Урок № 42

Тема: Толковые словари.(§19) С.66-69

Цели:  1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной

статьи», познакомить с создателями толковых словарей.

2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.

Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.

ХОД УРОКА.

Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.

Вольтер

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Какие формы речи вы знаете? Устная и письменная

- какие виды лексики вы знаете?

- в чем специфика нейтральной лексики? Они употребляются и книжной, и в разговорной лексике.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация.

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1)словарный состав языка /лексика/

2)словарный запас человека /лексикон/

3)слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению /омонимы/

4)основная единица языка /слово/

5)слова, противоположные по лексическому значению /антонимы/

6)второе, непрямое значение слова /переносное/

7)слова, близкие по лексическому значению /синонимы/

Прочитайте слово по вертикали. О чем сегодня будем с вами говорить?

- Скажите, пожалуйста, каких целей мы должны будем достигнуть на уроке?

- Для чего нам необходимо рассмотреть словари?


Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Запишите это высказывание

“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?

Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому — филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.
Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский. Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

5. Работа с учебником

Чтение теории стр 66-67 (знакомство со словарной статьей)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

5. Первичная проверка понимания.

Упражнение 142.

6. Первичное закрепление.

Упражнение 144. (групповая работа)

1 группа: чучело; платье (сарафан)

2 группа: корона(кокошник), балалайка.

Найти в словарях значения данных слов, выписать и зачитать.

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнении.

Пар 19 (знать теорет мат, прв слов слов), Упр 145 или Упр 147 (творческое задание)

Итог. Рефлексия по уроку в целом

- Что такое лексикология?

- Какие значения есть у каждого слова?

- Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?

- Для чего нам нужны толковые словари?

- Что такое словарная статья?

- Какое задание для вас окозалось самым сложным?

- Как вы понимаете слова Вадима Шефнера:

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.