Урок 45. Повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана.
Цели урока:
Воспитывать в подростках бережное, целомудренное отношение к первому чувству; способность быть благодарным любви уже за одно то, что она коснулась их жизни.
Помочь осознать великую созидательную силу любви.
Содержание урока
1.Вступительное слово учитель начинает со стихов Роберта Рождественского.
Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!
Ребята, нам сегодня предстоит разговор важный и непростой. Почему непростой? Вы прочитали повесть Фраермана «Дикая собака Динго…» Она – о том, что человек «начинается с любви». Она - о любви. А о любви говорить непросто.
Прежде чем обсуждать повесть, посмотрим, насколько внимательно вы, ребята, её прочитали.
2.Литературная викторина (экран).
1)Назовите имена и фамилии главных героев. (Таня Сабанеева, Коля Сабанеев, Филька Белолюбский).
2)Какое определение придумала для Тани няня? («Думная»).
3)Чей это портрет?
«Он, может быть, несколько слаб здоровьем, слишком узки у него руки, слишком бледно лицо…»
«Его лицо было смышлёным. Из-под крутого лба глядели весёлые и ясные глаза. И слова, слетавшие с его губ, были всегда живыми».
(Оба портрета- Коли).
4)Вспомните ситуацию: о чём она?
«Ведь даже посеяв горох близ дороги, человек приходит проведать его по утрам и ликует, видя всходы поднявшимися хоть на самую малость».
(Таня думает об отце).
5)Вспомните ситуацию: о ком идёт речь?
«А она уже улыбалась. Так человек, вошедший с морозу в избу и, ещё не различая предметов в доме, всё же улыбается заранее и теплу, и словам, которые ещё не сказаны, но которые - он знает – не будут враждебны ему».
(Таня входит в класс первого сентября).
6)Кому принадлежит мысль:
«Если человек остаётся один, он рискует попасть на плохую дорогу... Но если человек плачет один, то лучше его оставить так: пусть плачет»?
(Фильке).
7)Кому принадлежит мысль:
«Если четыре крашеные доски могут возвысить человека над другим, то этот мир ничего не стоит»?
(Учительнице).
8)Кто кому говорит:
« Трудно это всё в пятнадцать лет, трудно, брат. А всё - таки мы будем друзьями»?
(Отец – Тане).
9)Кто с кем разговаривает? При каких обстоятельствах?
- Нет, скажите, вы добрый?
- Но что тебе нужно, дружок?
- Если вы добрый, то прошу вас, не подавайте мне руки.
- Ты разве сделала что – нибудь плохое?
(Таня и писатель).
10)Вспомните ситуацию. О ком идёт речь?
«Во мгле, без всяких видимых признаков, не глазами, ослеплёнными снегом, не пальцами, помертвевшими от стужи, но своим тёплым сердцем… почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».
(Таня и отец; буран).
11)Кто автор заметки в газете, прочитав которую «Таня… глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран»?
(Аристарх Аристархович Аристархов).
12)Кто кому, в какой ситуации говорит:
«Человек заснул, а ты гремишь на весь мир. Неужели нет в тебе никакой совести? Хоть самой маленькой, какая должна у тебя всё – таки быть по твоему малому росту?»
(Филька – барабанящей девочке; сон Тани).
13)Кому принадлежит мысль:
«Бывают разные виды любви»? (Жене).
3. Беседа с классом.
Герои повести прощаются с детством, они на пороге нового жизненного этапа. И порогом этим, открывающим путь далее, становится любовь.
Как вы думаете, ребята, о взаимоотношениях каких героев мы будем говорить на этом уроке?
(Семиклассники называют только Таню и Колю, они ещё не готовы дать более глубокий ответ. Примите их мнение как единственно верное, воздержавшись пока от каких-либо оговорок).
Как бы вы назвали отношения Тани и Коли вначале?
(Ребята подбирают многочисленные существительные: вражда, пренебрежение, холодность... Расставляйте акценты, помогая отличить удачные находки от неудачных вариантов. Если прозвучит слово «поединок», выделите его особо; если данного слова не предложат, сделайте это сами).
Почему же герои вступают в поединок?
(Вопрос оказывается сложным. Прийти к ответу позволят следующие вопросы).
Кто Коля для Тани? (Приёмный сын её родного отца).
Каковы отношения между Таней и отцом? Отношение отца? (Любовь, нежность, чувство вины, желание сблизиться).
Знает ли об этом Таня? (Нет. «… Разве могла она знать, что теперь – спал ли он, бодрствовал ли - он не отбрасывал мысли о ней, что с любовью он произносил её имя, которое прежде так редко вспоминал, что даже … держа её на коленях, он думал: « Уныло моё счастье, не качал я её на руках»).
Отношение Тани? (Борьба между разумом – не нужен, если оставил и её, и самого доброго ей человека – мать, - и сердцем, которое со всей силой любви тянется к отцу).
Эпизод с письмом.
«Таня горько заплакала. А поплакав, ощутила успокоение, и радость пришла к ней сама, как голод и жажда.
Ведь это же отец приезжает! Таня вскочила на кровать, расшвыряла подушки на пол. Потом легла ничком и так лежала долго, смеясь потихоньку и плача, пока не вспомнила вдруг, что вовсе не любит отца. Куда же делась её гордость? Не тот мальчик Коля отнял у неё отцовскую любовь?
-А все- таки я ненавижу их,- сказала она.
И снова, то отливая, овладевала её сердце обида».
Так почему же в поединок вступает Таня?
( Ею движет ревность (помогите детям найти это слово). По мнению Тани, Коле принадлежит то, что должно принадлежать ей).
А почему вступает Коля?
(Если Таня бросит ему вызов, он будет драться достойно).
Какие эпизоды вы могли бы привести в качестве иллюстрации поединка?
(Рыбалка, спор о науках за обедом, урок Александры Ивановны).
Когда, на ваш взгляд, намечается переломом в отношениях Тани и Коли?
(История с запачканной рукой. Можно обратиться к тексту. Отрывок со слов «Вдруг она (Таня) почувствовала, как кто-то старается вынуть её руку, запрятанную глубоко в карман» до слов «…Она совсем забыла о своих обидах, и несколько секунд её перепачканная худая девическая рука покоилась на его плече»).
Понимают ли герои, что их поединок перерастает в чувство?
(Здесь ребятам понадобятся ваши подсказки.
Сначала это завуалировано даже от учителя. Автор исподволь готовит нас к тому, что перед нами – любовь (например, через восприятие Александры Ивановны: «А учительница потихоньку побрела к крыльцу и, пока шла, всё время думала о Тане. Как часто застаёт она её в последнее время печальной, и рассеянной, и всё же каждый шаг её исполнен красоты. Может быть, в самом деле любовь скользнуло своим тихим дыханием по её лицу?»). Но когда читатель уже обо всём догадался, сами герои находятся в смятении, они не могут объяснить себе происходящего с ними (речь, главным образом, о Тане). Понимание приходит позже: «Какое раздолье было у неё на душе, как легко её тело - оно как будто совсем потеряло свой вес. «Что это,- думала она,- каникулы? Или, может быть, в самом деле любовь…? Ну и пусть любовь. Пусть она…»).
Итак, любовь. Открыть ли её, позволить ли прочесть о ней во взглядах, словах, поступках девочки? Какой ответ даёт себе Таня на этот трудный вопрос?
(Она колеблется между нежностью и гордостью, попеременно «твёрдо» выбирая то «да», то «нет». ( В качестве примера можно привести эпизод с ремешком). Сравним: «И, может быть, у него на коньке развяжется какой- нибудь ремешок. Тогда я завяжу его своими руками. Да, я сделаю это непременно.»; «Нет…я не завижу ему ремешка на коньках, и никогда не нужно это делать»).
Когда исчезают эти колебания?
( Они исчезают (точнее, девочка просто о них забывает) в буран, когда герои оказываются в опасности. Таня уже не сдерживает дышащих нежностью слов и делает всё для спасения Коли. Именно отсюда берёт начало их общая счастливая (пусть недолгая) дорога. «Будто… уносились они оба в другую, новую страну, о которой он (Коля) ничего не слыхал».)
Инсценировка отрывка о встрече Коли и Тани на мысе.
4.Обобщение учителя
Любовь становиться для Тани дорогой во взрослую жизнь, от маленькой девочки с тонкими косичками и проворными ногами, девочки, знавшей нетрудные радости от ловли форели и звуков горна на линейке, к существу, являющему «иной, совершенно не знакомый смысл».
Любовь открывает внутренние богатства Тани, которая отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери.
А любовь Фильки - это истинная, бескорыстная любовь, когда важно дать: порадовать, успокоить помочь… Филька ничего не требует взамен. «Всё, что он мог спросить, то спросил; все, что мог сказать, то сказал. Что ещё оставалось делать?» Рождается уважение к Таниным чувствам, поступкам, Таниному выбору. Для Фильки любить – желать счастья любимому.
Исполнение песни Тухманова Д. «Как прекрасен этот мир…»
Нравственные уроки повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (раздаточный материал).
- Истинная любовь – чувство сокровенное; исполнение внутренней силы, но сдержанное внешне.
Люблю,- но реже говорю об этом,
Люблю нежней, – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
В. Шекспир.
- Любовь – это «пропуск в большую жизнь».
- Любовь – это «проба» человека.
- Настоящее чувство, если оно не разделено, рождает способность человека сказать: «Благодарю за то, что по судьбе прошла»