Урок № 47
Понятие о словосочетании
Цель урока:
активизировать знания обучающихся о синтаксических единицах;
рассмотреть отличительные особенности словосочетания;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
совершенствовать умения разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании;
совершенствовать умения образовывать словосочетания;
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
1. | Организационный момент | Нацелить обучающихся на урок | 1 мин. |
2. | Проверка домашнего задания | Проверить правописные навыки обучающихся | 6 мин. |
3. | Словарный диктант | Отработать орфографические умения и навыки | 2 мин. |
4. | Фронтальная беседа | Актуализировать знания обучающихся об отличительных признаках словосочетания, позволяющие разграничить его и другие сочетания, не являющиеся словосочетанием | 6 мин. |
5. | Практическая работа № 1 | Отработать умения выделять в предложении сочетания, не являющиеся и являющиеся словосочетанием | 6 мин. |
6. | Актуализация и систематизация знаний обучающихся | Актуализировать знания о словосочетании как синтаксической единице | 10 мин. |
7. | Практическая работа № 2 | Отработать умение синтаксически анализировать словосочетание | 5 мин. |
8. | Самостоятельная работа | Отработать умение классифицировать словосочетания по сходству и различию | 5 мин. |
9. | Обобщение материала | Совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся при создании словосочетаний | 10 мин. |
10. | Проверочная работа | Отработать умения выделять в предложении словосочетания и их анализировать | 7 мин. |
11. | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 мин. |
12. | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 1 мин. |
13. | Подготовка к ЕГЭ | Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ | 5 мин. |
На доске
Понятие о словосочетании Вскоре на третьем этаже из двух окон расположенных слева повалил чёрный дым. |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Преподаватель проверяет по цепочке правильность написания предложений упр. 205, а также упр. 201.
III. Словарный диктант
Дорожка вилась среди лиственного молодняка; в течение получаса; нежащая и усыпляющая ласка ночи; выбрав пень поудобней, я присел перекусить; анютины глазки; совершенно безукоризненно и изысканно; поражали агатовые глазки; доклеив, я решил отдохнуть; в продолжении новеллы, она шла не торопясь и наслаждаясь.
IV. Фронтальная беседа
Какие единицы синтаксического яруса вам известны?
Сравните: поездка – удачная поездка, поездка в горы, поездка верхом.
В чём отличительная особенность словосочетания? (Наличие 1) двух и более знаменательных слов и 2) подчинительной связи между ними.)
Сформулируйте определение словосочетания.
Выделите из словарного диктанта те сочетания, которые образуют словосочетания. Ответ обоснуйте, оперируя следующими положениями. (Фиксируем материал в тетради-памятке.)
Словосочетаниями не являются:
главные члены предложения (равноправная связь) – девочка играет;
однородные члены предложения (сочинительная связь) – красивая и умная…;
обособленный член предложения и определяемое слово (связь, легко трансформирующаяся в равноправную или сочинительную) – дом, расположенный…= дом был расположен; подготовившись, рассказал…= подготовился и рассказал;
сочетание знаменательного и служебного слова – из-под стола, вследствие дождя.
V. Практическая работа № 1
Прочитайте предложение, записанное на доске. Расставьте знаки препинания. Выпишите из предложения сначала сочетания, не образующие словосочетания, а затем все возможные словосочетания.
Вскоре на третьем этаже из двух окон, расположенных слева, повалил чёрный дым.
Запомни! Числительные в И. п. и В. п. управляют существительным, в остальных падежах – согласуются. (Два брата – два (кого?) брата; двумя братьями – братьями (сколькими?) двумя.)
VI. Актуализация и систематизация знаний обучающихся
Вспомните характерные признаки словосочетаний, анализируя выписанные словосочетания, и заполните таблицу «Словосочетание».
Словосочетание
По структуре (определяется по наличию компонентов) |
простое | сложное (образует в основном обособленный член: причастный, деепричастный или сравнительный оборот) |
Синтаксические отношения (определяются по синтаксическому вопросу) |
определительные (обозначают предмет и его признак, ставится вопрос определения) | объектные (обозначают действие и объект, на который направлено действие, ставится вопрос дополнения) | обстоятельственные (обозначают действие и место, время, причину и т.п. его совершения, ставится вопрос обстоятельств) |
Вид связи (определяется по характеру зависимого слова) |
Согласование | Управление | Примыкание |
Способность зависимого слова изменяться |
изменяемое | изменяемое | неизменяемое |
Особенность взаимодействия зависимого слова с главным |
ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное | ставится в том косвенном падеже, которое требует главное | подчиняется главному по смыслу |
изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого | изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого | изменение формы главного слова не ведёт к изменению формы зависимого |
VII. Практическая работа № 2
Шёлковое платье, раскраска для малышей, увеличить вдвое, по-праздничному одетый, неожиданно заговорил, дом на перекрёстке, дом напротив, уехать для лечения, дверь в зал, норковая шуба, четырёх друзей, стая лебедей, две колеи, желание расстаться, рукав реглан.
VIII. Самостоятельная работа
Рано состарившийся, всяческие приметы, твои наблюдения, поднимая со дна, девятый вал, оставить на память, подаренный отцом, направить меня, рассыпанный бисер, приказать вернуться, губки бантиком, смеющийся ребёнок, её улыбка, добрый по натуре, тёмная ночь, сильнее врага, в течение полярной ночи.
IX. Обобщение материала
Выполните упр. 215.
Какие синтаксические отношения реализуются в этих словосочетаниях?
Какой вид связи?
Что общего в полученных словосочетаниях, а в чём различие? (Общее синтаксические отношения и вид связи, различие – вид словосочетаний по главному слову.)
Выполните упр. 212 устно.
X. Проверочная работа
Запишите предложение, охарактеризуйте орфограммы и пунктограммы.
Выпишите сочетания, не образующие словосочетаний. Произведите синтаксический разбор словосочетаний.
В смешанном редняке, пронизанном солнцем, могущественные стволы сильных, набравших несказанную зрелость берёз, ослепительно блестели, отливая солнцем.
XI. Подведение итогов урока
Укажите основные единицы синтаксического яруса языка.
Что такое словосочетание?
Какие сочетания мы не можем отнести к разряду словосочетаний и почему?
Назовите отличительные особенности словосочетаний со связью согласование/управление/примыкание.
Определите вид связи в словосочетании её одежда. Ответ обоснуйте. (Примыкание, так как притяжательные местоимения её, его, их не изменяются.)
XII. Сообщение домашнего задания
Подготовьте связный ответ по теме «Словосочетание как синтаксическая единица».
Выполните упр. 209 (а, б), упр. 207.
Из упр. 222 (предл. № 1 и № 2) выпишите сочетания, не являющиеся словосочетанием, а затем все словосочетания охарактеризовать синтаксически.
XIII. Подготовка к ЕГЭ
Какое сочетание является словосочетанием?
вследствие недомогания;
несмотря на метель;
в течении реки;
решил остаться.
2. Укажите словосочетание со связью согласование.
1) стая уток;
2) веселившая их;
3) работал по-новому;
4) в четвёртом ряду.
3. Укажите словосочетание со связью управление.
1) прощальными гудками;
2) с нижнего этажа;
3) приехать осенью;
4) умытый дождём.
4. Укажите словосочетание со связью примыкание.
1) захотел остаться;
2) мои книги;
3) намерение уехать;
4) дождаться тепла.
5. Определите вид связи в сочетании «его улыбка».
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание;
4) не словосочетание.
6. Определите вид связи в сочетании «прийти втроём».
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание;
4) не словосочетание.
(Ответы: 1. 3; 2. 4; 3. 4; 4. 3; 5. 3; 6. 3.)