СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5 МХК 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5   10 класс

Художественная культура Древней Передней Азии

Просмотр содержимого документа
«Урок 5 МХК 10 класс»

Урок 5 10 класс

Художественная культура Древней Передней Азии

Цели: дать представление о развитии художественной культуры в Древней Передней Азии; развить эстетический вкус учащихся; воспитать уважение к истории мировой культуры.

Ход урока

  1. Организационный момент + проверка д/з

Каковы особенности древнеегипетской скульптуры? (изображение человека в идеальном возрасте, т.е. достигнувшим расцвета физических и духовных сил; строгое подчинение канону)

Что изображали на рельефах и фресках? (сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении, работа на поле и в саду, охота в Нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза)

Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? (без ее участия не обходилось ни одно театральное действо, т.н. мистерии, в честь наиболее почитаемых Богов)

Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты(флейта, свирель, арфа)

Чтение сообщений учащимися.

  1. Объяснение нового материала

Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом.

Запись в тетради:

Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря; Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых основали государства и города, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. История искусства стран передней Азии, начавшаяся на рубеже IV – III тысячелетий до н.э.в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, входившие в состав Шумера, Вавилона, Ассирии и других государств, благодаря географическому расположению находились в соприкосновении как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией, и крито-микенским миром. Именно поэтому целый ряд художественных открытий древности стал достоянием многих стран. Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И, тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству. Создавались и настенные росписи. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.

В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Но статуи божеств и правителей разнообразны по пластическим решениям, отмечены печатью значительности. В рельефах Двуречья также рождаются и новые темы, связанные с рассказом о победоносных войнах, деяниях правителей. Наряду с рельефом и круглой пластикой распространение получает глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы, способствовали их разрушению. Однако до нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4–3 тыс. до н.э. в древнейших государствах Двуречья – Шумерийском и Аккадском, позволяющих судить об основных особенностях искусства Передней Азии. Древние Шумер и Аккад, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, как бы заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья. Именно здесь возникла письменность, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло.

Искусство народов Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты и приемы изображения людей и событий, отображение пространственно-временных отношений – все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета, за каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто.

Искусство Шумера и Аккада. Запись в тетради: В аккадский период возникает новая форма храма – зиккурат. (стр.44) Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов ( в основанием 56*52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранилось лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. Лестница отвечала стремлению к тому, чтобы Боги принимали активное участие в мирской жизни. На вершине платформ находился храм, посвященный Богу луны Сину.

До наших дней так же сохранились развалины ворот Богини Иштар в Вавилоне. ( стр.45) Эти ворота имели для вавилонян особое значение: от них мимо храма Мардука шла дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце 19 – начале 20 вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие зубчатые башни. Ворота Богини Иштар декорированы глазурированными изображениями священных животных Бога Мардука – быка и фантастического существа Сирруш.

Так же до нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н.э. Весьма распространённым типом скульптуры был т.н. адорант – статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги статуи обычно очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании.

Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покоренных стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду по тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят игрой на арфе. Среди подробных предметов искусства следует особо отметить штандарт из Ура (стр.46) – трехъярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного сражения т одержанной победе. Он представляет собой две наклонные панели, соединённые рейками. Был найден археологом Леонардо Вулли в 1930-е гг. в одной из царских гробниц Ура. Назначение его неизвестно. Вулли предположил, что данный предмет носили на шесте (как штандарт) – отсюда его название. Согласно другой теории штандарт из Ура был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены из мирной жизни, а на другой – военные действия. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который так же держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.

Искусство Старовавилонского царства. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско Элама и разгромило столицу царства - город Ур. Самым важным политическим центром Междуречья стал Вавилон. Его правитель Хаммурапи (1792 - 1750) создал на этой территории сильное централизованное государство - Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства сохранилось немного, так как после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, представляющих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Если же в произведении речь идет не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари - крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона. Сцены из жизни богов представляли собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Искусство Ассирии. О существовании Ассирии - мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали задолго до ее археологического открытия из текстов Библии - священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин - резиденция короля Саргона 2 (722-705 гг. до н. э.) Больше половины общей площади города занимал дворец. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход "охраняли" гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими лицами.

В украшении покоев царских дворцов ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Наиболее известным из рельефов считается ансамбль из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличии от аналогичных изображений из дворца в Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении: увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием и яркостью.

  1. Итоги урока

Какие природные зоны включает в себя территория Древней Передней Азии? (Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря; Иранское и Армянское нагорья)

Что такое зиккурат? (Это тип храма – он представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище)

Какими видами изобразительного искусства представлено искусство Древней Передней Азии? (рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах)

Что такое «Кодекс Хаммурапи»? (это двухметровая стела, на которой изображены царь Хаммурапи и Бог солнца и справедливости Шамаш, а так же записаны 282 закона)

Домашнее задание: параграф 4, стр. 41-51, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!