СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7 Плавление и кристаллизация

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 7 Плавление и кристаллизация»

Урок № 7 30.04.20. 7 класс

Тема урока:

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел . График плавления.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием агрегатного состояния, процессами перехода между ними и связать строение вещества с его внутренней энергией иметь представление о физической сущности процессов плавления различных веществ.


1. Организационный момент

В тетради записываем число и тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления.


2. Актуализация


Пар горячий – это газ,

 А остынет он когда,

 Получается вода.

 А замёрзнет он, и вот -

 Будет не вода, а лёд.

Пар, вода и лёд – состояния одного и того же вещества, но при разной температуре.

Будем сегодня говорить об агрегатных состояниях вещества.

Процессы, в результате которого вещества переходят из одного состояния в другое, называются : плавление, кристаллизация, испарение и кипение, конденсация, сублимация.

После изучения всей темы, эти слова станут вам понятны все.

Прежде чем начать изучение новой темы давайте вспомним строение вещества.

Все неорганические вещества при определенных условиях могут находиться в разных агрегатных состояниях.

Отвечаем на вопросы устно.

1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

2. Вспомните основные положения о строении вещества: из чего состоят все вещества, как ведет себя частички вещества?

3. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

Твердые тела – тела, молекулы которых расположены упорядоченно и их движение колебательное. Важнейшее свойство: сохраняют объем и форму при отсутствии внешних воздействий.

Жидкости – вещества без упорядоченной структуры расположения частиц, молекулы в жидкостях движутся свободнее, а межмолекулярные силы слабее, чем у твердых тел. Важнейшее свойство: сохраняют объем, легко меняют форму и принимают из-за свойства текучести форму сосуда, в котором находятся.

Газы – вещества, молекулы которых слабо взаимодействуют между собой и движутся хаотически, часто сталкиваясь друг с другом. Важнейшее свойство: не сохраняют объем и форму и занимают весь объем сосуда, в котором находятся.

4. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?

5. Может ли быть кислород жидким, а железо – газообразным?

6. Может ли углекислый газ быть твердом? ( сухой лед)

7. Отличаются ли молекулы льда от молекулы воды от молекул водяного пара?



3. Изучение нового материала.

В природе все вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях:  в твёрдом, жидком и газообразном. 

Чем можно объяснить различные состояния вещества?  Почему при  различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?  

‟ Слово агрегатный происходит от латинского aggrego, что означает связываю, соединяю.

Агрегатное состояние – это состояние одного и того же вещества, отличающееся взаимным расположением и характером движения частиц (атомов, молекул и т. д.)

При этом, молекулы одного и того же вещества одинаковы в различных его агрегатных состояниях и не изменяются по своей структуре.

Молекулы никакого изменения не претерпевают.

Плавление - процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

При этом молекулы никакого изменения не претерпевают.

Почему же не поднимается температура во время плавления, на что же расходуется тепло , которое мы передаем веществу?

Оказывается, что все тепло подводимое к веществу расходуется на разрушение кристаллической решетки. Молекулы начинают быстро двигаться, связи нарушаются, ослабевают межмолекулярные взаимодействия, молекулы переходят в иной вид своего расположения.

Кристаллизация – процесс перехода из жидкого состояния в твердое.

Этот процесс проходит при той же температуре, при которой проходит плавление.

Надо обратить внимание, на то, что при отвердевании выделяется то количество теплоты, которое было потрачено на его плавление. Молекулы никакого изменения не претерпевают.

Чтобы тело расплавить, его нужно сначала нагреть до температуры плавления, а только потом оно будет плавиться. При этом его нужно все время нагревать. Ему нужно передать некоторое количество теплоты:




Удельная теплота плавления это табличные данные





4. Закрепление темы:

Вопросы классу:

1) Олово бросили в расплавленный свинец. Что будет при этом происходить?

2) Можно ли расплавить янтарь в оловянной ложке, в алюминиевой?

3)В чем можно расплавить вольфрам? (в графитовом тигле )

4). Достаточно ли в процессе плавления только нагреть тело до температуры плавления? (Нет. Для разрушения кристаллической решетки нужна еще дополнительная энергия.)

5). Опытные садовники в случае весенних ночных заморозков во время цветения плодовых деревьев обильно поливают ветки водой. Почему?

( Это значительно уменьшает риск потери будущего урожая )


Интересные факты :

1.Можно ли металл расплавить на руке?

Цезий - с 2 8,5oС ( на воздухе он мгновенно возгорается), галлий -

to пл. =29,75oС. Галлий отпугивает птиц. С этой целью в Японии создали специальную аэрозоль на основе этого металла, какими покрывают городские памятники для защиты от птиц.

2. Может быть температура воды ниже нуля градусов?

Может! Если в нее добавить соль. При этом температура кристаллизации понижается до - 8oС.

3. А как ведут себя сплавы?

Температура плавления олова 232oС, а свинца - 327oС. Сплав называется третник и его температура плавления 170oС.


Самостоятельная работа. ПРОВЕРЯЕТСЯ



1. На сколько градусов остыл кипяток в питьевом баке емкостью 27 л, если он отдал окружающей среде 1500кДж теплоты?


2. Почему железные печи скорее нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются теплыми?


3. Чтобы нагреть 110 г алюминия на 90°С, требуется 9,1кДж. Вычислите удельную теплоемкость алюминия.


4.Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?


5.Какое количество теплоты необходимо для нагревания латунной гири массой 200г от 20°С до 28°С?


6* В 200 г воды при 20°С помещают 300 г железа при 10 °С Найти установившуюся температуру


Домашняя работа

1. изучить параграф 33.

2. сделать самостоятельную



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!