СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №8. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок №8. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героя.»

Литература.10 класс

Урок №107.

Тема урока: Этапы духовного самосовершенствова­ния Пьера Безухова, сложность и про­тиворечивость жизненного пути героя.

Цель урока: показать, какими путями по жизни проходит Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?

Пьер Безухов.

Препозиция (объявление цели): зачем человек живет, что он в этой жизни значит? К чему ведет все то, что происходит вокруг: к человеку или от человека. Когда мы только начи­наем чтение романа, мы еще не подозреваем, сколь глубоки мысли, предлагаемые нам для прочтения автором. Да и начало жизни в Петербурге у Пьера складывается столь обычно, как и у других молодых людей его круга: с одной стороны, он понимает, что его бессмысленные кутежи с Анатолем Курагиным ни к чему хорошему не приведут, с другой – он не может в них не участвовать. Как не может не жениться…

1. Пьер в салоне Шерер.

Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Наполеоне (том I, часть I, главы IIIV)?

По складу характера, особенно поначалу, Пьер напоминает Наташу: добродушен, довер­чив, наивен, горяч. Появившись в са­лонах, гостиных Петербурга и Москвы после продол­жительного пребывания за границей, он полагает услышать именно здесь «что-нибудь особенно умное», но более сам «поражает умным и вместе роб­ким, наблюдательным и естественным взглядом», «врываясь» в разговор, высказывает свои мысли «с отчаянно­с­тью», «воодушевляясь». «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди нашего света», — говорит Пьеру Ан­дрей Болконский.

Как и Андрей, Пьер восхищается фигурой Наполеона, вели­кого, по его убеждению, своими деяниями в «войне за свободу», даже мечтает сам «быть Наполеоном» (впрочем, тут же грезит стать «тактиком, победите­лем Наполеона»).

2. Пьер и Элен.

Каким образом состоялась же­нитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III, глава II)?

Почему довольно продолжительное время Пьер не замечал безнравственного поведения своей жены?

3.Ду­эль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II, часть I, главы IVVI)?

Склонность к «мечта­тельному философствованию» долго мешала Пьеру разглядеть на­стоя­щее лицо навязанной ему в жены пустой и безнравственной Элен Курагиной. Неожи­данное открытие о связи Элен с Долоховым вызвало в нем вспышку гнева, который после состоявшейся дуэли сменился «прочной улыб­кой сожаления и раскаяния».

4.Пьер в Торжке. В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера (том II, часть II, главы III)?

Начинается период отрицания прошлого, тоски и недоуме­ния перед противоречиями жизни. После дуэли, на почтовой станции, Пьер наблюдает, как у смотрителя требуют ло­шадей: в ход идут угрозы и побои. В размышле­ниях Пьера соединяются разнородные со­бытия, которые исключают возможность думать о целесообраз­ном устройстве мира, оце­нивать и судить его: «Дурно ли это было или хорошо? Для меня хорошо, для другого про­езжающего дурно, а для него самого неизбежно. Потому что ему есть нечего. Он говорил, что его прибил за это офицер. А офи­цер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником. А через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то».

Почувствуйте, как противительным союзом «а» Толстой под­черкивает во внутренней речи героя его ощуще­ние абсурдности жизни, где все случайно и относительно, не связано во­едино. Правды нет ни в частной жизни, ни в истории. Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.

Судьба сводит Пьера с масоном Баздеевым, и на время он обретает согласие с миром и собой, а навсегда — знание важно­сти вечных вопросов бытия. Масоны привлекли Пьера своей твердой верой, прежде всего ве­рой в необходимость нравствен­ного «очищения» мира и человека, в потребность человека в лич­ном совершенствова­нии. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя дове­сти до высшей степени совершенства», что значит — жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погу­бил свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтоб об­легчить участь крестьян.

Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемо­гущее и непостижи­мое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко истинную религию, как ее понимал автор романа. Вспомним и толстовское утверж­дение, что у него «жизнь делает религию». Наставник Пьера пре­дупреждает его, что Бог не постигается умом, а «постигается жизнью». Как когда-то Толстой, Пьер пережи­вает период «умст­вен­ной экзальтации» и при встрече с Болконским в Богучарове поверяет ему свои новые убеждения с целью заразить ими друга: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть ис­тина, есть до­бродетель. Надо жить, надо любить, надо верить».

5.Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Андрею (том II, часть II, главы XIXII)?

Мысли Пьера, мотивы его действий далеки от опыта его жизни. Напрасны усилия по­мочь крестья­нам. Пьер не знает, как взяться за дело освобождения крестьян от крепост­ной зави­симости, и попадает в сети хитростей и обманов главноуправля­ющего. Ему тяго­стно одиночество без семьи. Возникшее чувство к На­таше, трогательное и поэтическое, тревожно и безнадежно. Запросы жизни оказываются глубже, нежели те, что предполага­ются верой масонов (к тому же не показавших себя бескорыст­ными).

Пьера ожидает новая полоса разочарований, безверия, отка­за от вмешательства в жизнь. Он «испытывал несча­стную способность... верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие».

Запись обобщения: «Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения».

1. Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным.

2. Пьер - граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - пустых.

3. Женитьба, дуэль с Долоховым.

4. Кризис и масонство.

Во многом Пьера несло по течению, но чувствовал, что «...что-то хорошее все осталось впереди» (т.1, ч.III, гл.1), и поэтому в Пьере шла незаметная внут­ренняя работа, приво­дившая его к очередному увлечению, а затем к глубокому осознанию своих ошибок.

Пьер Безухов задуман автором как человек, всецело опирающийся на чувства. Такая структура человеческой психики любезна Толстому, согласуется с его учением о естест­венности человека. Несмотря на смертельные опасности, Пьер выживет и соединится с Наташей, которая сама живёт чувствами, ду­шевными порывами. По натуре Пьер добр и отзывчив. Он никогда не жаждал славы. Получив огромное состояние, он не переме­нился. Внешне он живёт, как все. Женился. Стрелялся на дуэли. Но не прекращается его внутренняя работа.

«Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, стара­тельно изыскивают себе заня­тие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием зако­нов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто ви­ном, кто государ­ственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно; только бы спас­тись от неё, как умею! - думал Пьер.- Только бы не видеть её, эту страшную её».

Поиск истины привёл его к масонам. Он слушает их пояснение жизни: надо уметь жить для других. Но и здесь его ждет разочарование, ибо масоны все-таки живут для себя, а он пытается жить для других, причем выход из тупика он не хочет видеть в решении соци­альных проблем. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенство­вании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баз­деев, встретившийся с ним в доро­ге. Но и здесь нет выхода из тупика, так как Пьер замк­нут в мире нравственных проблем и собственных переживаний, а выводит его из них только 1812 год, когда жизнь для других станет нормой поведения русского человека. И самые значительные вопросы жизни и смерти также найдут свое разрешение именно на тех страницах, где человеческая жизнь будет подвергнута поистине нечеловеческим ис­пытаниям.

6.Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III, часть II, главы XXXXXXII).

Желание участвовать в жизни проснулось вновь в период войны 1812 года, особенно под влиянием увиден­ного в Бородин­ском сражении, в занятой неприятелем Москве. Воз­никло сме­лое, хотя и нелепое реше­ние стать убийцей Наполеона. Одновре­менно роди­лось чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патрио­тизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени из­гнания врага вылилось в потребность понять простых людей. Пьер в восторженной реши­мости: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, про­никнуться тем, что делает их такими».

Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III, часть III, глава IX)?

Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV, часть I, гла­вы IXXIII, часть II, главы XIXII; часть III, главы XIIXV)?

Действительность не дает Пьеру возможности удержаться на высоте искреннего и горя­чего чувства. Попав в плен, Пьер стано­вится свидете­лем расстрела французами ни в чем не повинных людей. И вновь уничтожается «вера и в благоустройство мира, и в человече­скую, и в свою душу, и в Бога». Но он будет сопротивляться безнадеж­но­сти и преодолеет ее, притом в самое тяжелое для него время — время плена, которое тем не менее будет вспоми­нать впоследст­вии «с восторгом» о «невозвратимых, сильных и радостных ощу­ще­ниях».

За короткое время Пьер переживет столько взлетов и паде­ний в своем душевном на­строении, духовном самочув­ствии, что в результате в нем не может не родиться осозна­ние бесконечно­сти человеческих возможно­стей восприятия и ответной реакции на жизнь. Это и прочитывается в воспоминаниях его о плене, как и автор­ское понимание невероят­ной сложности переплете­ния в человеке разнородных чувств и мыслей при одновремен­ном их проявлении в «истории» его души.

В плену Пьер, как никогда, ощутил свою причастность к бесконечности мира. «Пьер взгля­нул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я!" — думал Пьер». Сильное душев­ное движение сопровождало воз­никшее в нем чувство бессмертия. Оно проявилось в угнетающих усло­виях плена порывом внутреннего ярост­ного сопротивления: «Поймали меня, заперли меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бес­смертную душу!»

Пониманию «бесконечно-великого» способствовала встреча и общение в плену с Плато­ном Каратаевым. Он явился Пьеру в страшный момент и спас его не словами, а всем своим сущест­вом. «Прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на ка­ких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер увидел в Каратаеве «непостижи­мое, круглое и вечное оли­цетворение духа простоты и правды», горячо воспринял его со­гласие с миром отдельного человека как «части целого», а целое земной жизни — как проявление бессмерт­ного божественного начала. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосозна­ния божества», — вот главное в мыслях Пьера. Это отвечало исконному природному самочув­ствию героя, его способности быть гармоничным. Это лежало и в основании веры Толстого, понимания им народной, на­стоящей религии, истинного христианства.

Платон Каратаев, каким он показан в романе, воплотил в се­бе реальное единство ощуще­ний человека, живу­щего в миру, в мире, с миром. Простой солдат научил Пьера любить живых, а не абстрактных людей: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности — с человеком». Толстой да­же внешне придает Каратаеву округ­лость — он составлен не из углов, а весь круглый, соприкасается с миром плавно, «любов­но», не идет ни на какие конфликты. Но было в нем и то, чего не мог принять и не принял ни Толстой, ни Пьер, для которого ценности мира неотделимы от ценности личности, сво­его «я» в каждом отдель­ном человеке.

Еще до встречи с Платоном он думал: «Человеческое досто­инство говорит мне, что всякий из нас есть если не больше, то никак не меньше — человек, чем всякий Наполеон». Те­перь, на­блюдая за Платоном, он признал, что «привязанностей, дружбы, любви, как по­нимал их Пьер, Каратаев не имел никаких». Его всеобъемлю­щая бескорыстная любовь обращалась ко всему и всем, «с чем его сводила жизнь», к тем людям, которые «были у него перед глазами». «Сводила жизнь», «перед глазами» — это ли любовь истинная, не­обходи­мая и возможная для человека? Сам Толстой не готов был с определенностью от­ветить на вопрос о христианской любви ко всякому Божьему творению, но догады­вался, что она не оставляет права выбора. И может обернуться безразличием. Пьер думал и об этом: Платон «любил свою шав­ку, любил товарищей, францу­зов, любил Пьера... но Пьер чувст­вовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему... ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

Смерть Платона почти на глазах Пьера как будто бы говорит о безразличии его самого. Но взвесим обстоятель­ства и состоя­ние героя, бредущего в толпе пленных. В дальнейшем мысли о Платоне не оставят его, хотя «история души» этапом плена и об­ретенного в нем не завершится.

Новое в Пьере, возвратившемся к мирной жизни, подчерки­вается в прямых авторских по­яснениях: «В Пьере была новая черта, заслужившая ему расположение всех людей, это — при­знание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему... Эта законная особенность каждо­го человека... теперь составляла основу участия и интереса, который он принимал в людях». Каратаевский взгляд на мир как лю­бовное единение людей обогащается пониманием законности личного, индивидуального в кон­кретном человеке. В любви к Наташе Пьер познает счастье видеть человека «изнутри», испы­тает радость общения с теми, в ком почувствует, как в Николае Ростове, различие, «совершенное противоположение» себе. В ши­роте своего взгляда на человека Пьер пости­гает нравственную истину, позволившую ему укрепиться в убеждении, что любой «человек сотворен для счастья», созвучного его страстям и при­страстиям.

Задание на дом: стр. 166-170

Подготовиться к работе по теме: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болкон­ских и семья-имитация Кураги­ных.

  1. Курагины и их борьба за наследство Безухова. Как по кон­трасту с переживаниями Пьера у постели умирающего гра­фа Безухова раскрывается алчность Курагиных и их окруже­ния (том I, часть I, главы XVIII, XXI)?

  2. Браки по расчету в клане Курагиных. К каким ухищрениям прибегает Василий Курагин, что­бы устроить судьбу сына и дочери (том I, часть III, главы I, III)?

  3. Элен и Анатоль Курагины. Каковы их семейные черты? Каким спо­собом подчеркивает Толстой безжизненность, механистичность, неестественность, развращенность натуры героев (том I, часть III, главы I, III; том II, часть V, главы VIII—XVI)?

  4. Дом Болконских. «Безлюбовная» ли это семья? Что лежит в основе отношений меж­ду ее членами? Обратитесь к анализу образа старого князя и его представлений о роли семьи (том I, часть I, глава XXII; часть III, главы III—IV; том II, часть V, главы II, VII).




4