Построение графиков «кусочных функций».
Цель урока: повторить, закрепить и обобщить умения обучающихся строить и читать графики кусочных функций, решать задания из ГИА.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи:
Образовательные - обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие - способствовать формированию умения применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и информатике, активности, умения общаться, общей культуры.
Методы обучения: использование ИКТ, частично - поисковый. Работа по обобщающей схеме, создание презентаций, работа по решению экзаменационных заданий, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, указка.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Построение графиков кусочных функций мы изучали еще в 7 классе, а в экзаменационных материалах содержатся задачи по данной теме. Поэтому сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать, приводить в систему изученный материал, решать задания из ГИА.
Итак, проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
а)У доски: задание из ГИА: Для каждого графика укажи соответствующую ему формулу.
б) заполни таблицу
№ | Формула | Название графика | Схематические рисунки |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
Учитель: Вспомним, какие основные алгебраические функции мы изучали и что представляют графики этих функций?
/ Идет опрос класса по обобщающей схеме на интерактивной доске (слайд 2)/
Учитель: А теперь посмотрим, как справились с домашнем заданием.
/ Проверка таблицы и устного задания/
3.Построение графиков.
Учитель: В чем особенность графиков кусочных функций? Повторим как строить графики кусочных функций.
/ Идет работа по слайдам./
Задание 1: построить график функции (слайд 3,4)
Задание 2: построить график функции. Задать пошаговые команды компьютеру. (слайд 5,6)
Обычно на экзамене дают и какое- либо дополнительное задание. Например, определите при каких значениях К прямая у = К имеет с графиком функции только одну общую точку. (слайд 7)
Учитель: А теперь решим задание из ГИА.И.В. Ященко, вариант 9, №22.
Мы видим, что выполнение таких заданий достаточно трудоемко и требует много времени. Поэтому, следующее задание из сборника Е.А. Бунимович, вариант 6, № 21подготовили заранее в виде презентации под руководством учителя информатики Костюрина В. и Гончарова А. (слайд 8-19)
Учитель информатики: Почему при решении задачи по математике вы в своей работе ставите цель моделирования?
А на следующей презентации рассмотрим построение еще одной кусочной функции. (слайд 20 - 24)
1. Построить график функции
2.Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
Учитель информатики: Какую модель получили в результате решения задачи?
4. Обучающая работа в группах.
Учитель Сегодня на уроке мы повторили как по формуле построить график, а бывает обратная задача: по графику определить формулу задающею функцию.
Задание: График функции состоит из двух лучей, исходящих из точек А и В и части параболы. Задайте эту функцию формулой.
П рограмму данного задания из ГИА приготовил заранее Фадеев А. (слайд 31 - 37)
Рассмотрим луч, исходящий из т. А.
- Каким уравнением можно задать этот луч?
у=кх + в
Значит, нам надо определить к и в. Для этого по графику выберем по две точки с координатами выраженными целыми числами.
Решить систему методом сложения.
Значит, уравнение первой части графика у = 5х + 7, при х -1.
Для определения остальных частей графика разобьемся на группы:
1 вариант определяют часть АВ,
2 вариант- луч исходящий из т.В.
Проверим правильность выбранных ответов.
6. Итог урока.
Итак, сегодня мы с вами повторили, как строить графики кусочных функций.
Какой алгоритм мы будем при этом применять?
7. Домашнее задание.
Ященко, вариант 10. №22, вариант3, № 22, вариант 2, №22.